Приводятся инциденты, в которые ранее попадали общественники.
Российский оппозиционный лидер Алексей Навальный, получивший известность своими расследованиями по коррупции, находится в стабильно тяжелом состоянии в омской больнице.
Напомним, что 20 августа он выпил чай в аэропорту Томска и полетел на самолете в Москву. Однако при перелете оппозиционеру стало резко плохо: он потерял сознание. Экипаж был вынужден пойти на посадку в аэропорту Омск-Центральный. Навального поместили в БСМП № 1, пациент впал в кому, его поместили в общую реанимацию, где подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Отметим, что, несмотря на медицинский консилиум, точный диагноз назван так и не был. Предварительно специалисты установили у него острое отравление неустановленным психодислептиком. В этой истории на текущий момент много белых пятен. Редакция «Фонтанка.ру», касаясь этой темы решила напомнить читателям, какие происшествия с оппозиционерами уже происходили ранее.
Например, информационный ресурс вспоминает историю в 2003 году. Журналист Юрий Щекочихин вдруг резко заболел неизвестной болезнью. На тот момент врачи выявили у него синдром Лайела вследствие тяжелой интоксикации. Отмечается, что мастер печатного слова специализировался на расследованиях и острых социальных вопросах.
Как рассказывал его коллега по «Новой газете» Сергей Соколов, перед смертью Щекочихин за две недели превратился в глубокого старика: волосы выпадали клоками, с тела сошла кожа, практически вся, один за другим отказывали внутренние органы. В редакции предполагали, что журналиста могли отравить таллием, однако это не было доказано. По официальной информации, причина его смерти так и не была установлена.
В «Новой газете» предполагали, что к истории с Щекочихиным имеет отношение его расследование по делу «Трех китов». Коллегам было известно, что незадолго до начала болезни он запланировал поездку в Нью-Йорк и встречу со следователями ФБР. Все это было для того, чтобы получить от них оригиналы документов про махинации с деньгами, совершенные через Bank of New York.
Отмечается, что расследование уголовного дела по факту смерти Юрия Щекочихина было прекращено в связи с отсутствием состава преступления.
Также издание напоминает еще одну историю в 2004 году. Журналистка «Новой газеты» Анна Политковская выпила чай в самолете, следовавшем из Москвы в Ростов-на-Дону. Планировалось, что оттуда она сделает пересадку и отправиться в Беслан. Было известно, что там террористы взяли в заложники 1100 человек — детей, родителей и учителей — в заминированной школе. Журналистка могла принять участие в переговорах с террористами, так как двумя годами ранее она вместе с доктором Леонидом Рошалем участвовала в таких переговорах во время захвата Театрального центра на Дубровке.
Однако ситуация стремительно изменилась после полета: Политковская после приземления потеряла сознание, ее госпитализировали в реанимацию ростовской больницы с признаками серьезного отравления. Официально так и не было установлено о причинах дурного самочувствия представителя СМИ в самолете. Через некоторое время трагедия все же настигла журналистку: 7 октября 2006 года она была застрелена в лифте собственного дома.
Ко всему прочему напомнили историю странного отравления, случившегося в Лондоне в 2006 году. Тогда погиб бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко.
В начале 2000-х он получил политическое убежище в Великобритании. Как считает следствие, Александра Литвиненко отравили радиоактивным полонием-210, который добавили в его чай в суши-баре. При этом эксперты выявили общие черты его симптомов с болезнью Юрия Щекочихина. Тогда Лондон посчитал, что отравителем был офицер Главного управления охраны РФ Андрей Луговой. В экстрадиции Лугового Великобритании российская сторона отказала. Следствие выдвигало версию, что убрать Литвиненко могли, потому что он собирался дать показания по делу о русской мафии для испанской прокуратуры.
В 2016 году был еще один громкий случай отравления. От рук неизвестного пострадал социолог и издатель журнала «Археология русской смерти» Сергей Мохов, муж юриста ФБК Алексея Навального Любови Соболь.
Накануне этого ФБК опубликовал расследование о том, как структуры, связанные с бизнесменом Евгением Пригожиным, зарабатывают на госзакупках. Неизвестный вколол токсин Мохову, у которого начались конвульсии и потеря сознания. В срочном порядке он был госпитализирован.
В ФБК предполагали, что инцидент с Моховым связан с деятельностью Любови Соболь. Однако сам потерпевший отмечал, что инцидент мог быть связан с его собственной работой: он занимался исследованием похоронного бизнеса. Полиция проводила доследственную проверку по факту нападения на Мохова в течение полутора месяцев и вынесла постановление об отказе в возбуждении дела.
До сих пор непонятен инцидент с Навальным, много белых пятен в этой истории. Остается вопрос: можно ли этот инцидент поставить в один ряд с предыдущими или нет? За развитием ситуации с известным оппозиционером продолжит следить БК55.
Юлия Гриценко