Вице-мэр Заремба «освобождает купе» — НТО — от «пассажиров» — малого бизнеса в пользу олигархов. А городской бюджет от дополнительных средств… Но самое страшное в том, что «законные» устремления чиновников, убивающих конкуренцию, поддерживают: УФАС, прокуроры, суды… А премьер Мишустин, с его рекомендациями поддержать малый бизнес в пандемию, на фоне разворачивающихся в Омске событий, выглядит как робкий Проситель!
Не объявленная «война» мэрии с НТО идет уже не первый год. Как ни старайся, что-нибудь да не так.
Как в том старом анекдоте: то летаешь низко, то свистишь тихо… Вопросов нет, со стихийными НТО, торгующими «по своему хотению», бороться надо и жестко. А то не успели снести в одном месте, глядь — вылезли в другом. Но с другой стороны — нельзя же всех грести под одну гребенку! Или можно? Несмотря на то, что в Омской области, согласно статистике, безработица за время пандемии выросла в 1,5 раза, а в Омске — почти на 30%. А примерно у 60% городских НТО истекает договор размещения…
Продлят ли?
Но есть же предприниматели, которые ведут свой небольшой — часто семейный (!) — бизнес десятилетиями. Изо дня в день, из года в год открывая свой павильон для посетителей и в будни, и в выходные, и в праздники. С утра и до позднего вечера. Из года в год исправно платящие налоги. И их тоже — под снос? В угоду м-м-м… красоте? Потому что представители уличного малого бизнеса стали, как «изячно» выразился вице-мэр Заремба, «пассажирами», которым «придется освободить купе». («Освободите купе»: вице-мэр Заремба выписал владельцам омских ларьков билет на поезд в один конец»)
Владелице флористической мастерской «Цветочный домик», чей павильон стоит на остановке «11 Рабочая» уже более 20 лет, договор НЕ продлили. Получается так: плевали они, омские чиновники и на 20-летний послужной список предпринимательницы, и на клиентов ее тоже плевали… Да и на жизнь человека, судьбу которой ломают цинично, походя, тоже плевали.
Освободите, Оксана Ивановна, купе для другого пассажира!
Оксана Ивановна Чухлят начинала свой малый бизнес с мужем где-то лет 20 назад, когда цветами торговали в основном на рынках.
Сняли небольшой павильончик и потихоньку дело пошло. Через несколько лет смогли выкупить киоск 1998 года рядом с домом, не новый, но вполне добротный. Сделали хороший ремонт, завезли оборудование и вот уже 16 лет работают на этом месте. Подросла, выучилась на флориста и стала незаменимой помощницей дочь. За эти годы обросли постоянной клиентурой, кто-то переезжал в другие районы. По их просьбе открыли еще две небольшие точки, но многие по прежнему возвращались за цветами в «Цветочный домик». Договор аренды был рассчитан на 25 лет. Правда, пять лет назад, при мэре Двораковском, он был переделан в договор размещения сроком уже на пять лет. Но предпринимателей сразу успокоили: волноваться не о чем, пролонгация договора будет проходить автоматически. Бизнес в буквальном смысле слова «процветает», плата за землю, на которой стоит павильон, вполне устраивает — 12 100 рублей в месяц (где-то 403 руб. кв.м), только работай, не ленись.
В августе 2019 Оксана Ивановна вместе с хозяином соседнего павильона решили облагородить территорию вокруг торговой точки — положить тротуарную плитку. Обратились в администрацию района и там — случайно! — узнали, что ООО «Капитал-Строй», выигравший конкурс по теплым остановкам, в апреле 2021 планирует установить ТОК в том числе и на остановке «11-я Рабочая».
В марте 2020 предпринимательница отправилась в офис фирмы, выигравшей аукцион по теплым остановкам, «на разведку»: узнать, что и на каких условиях предлагают.
Оказалось, что в аренду сдаются павильоны площадью 15 и 21 метр. Она предупредила, что её эта площадь не устраивает — маловато — надо минимум 30 квадратов, как в старом павильоне: много места занимает оборудование, букеты. Не вопрос! С удовольствием объединят два в один общей площадью 36 метров квадратных по … пять тысяч рублей за метр. Пять! Тысяч! Рублей! За один метр квадратный! Или 180 тысяч рублей в месяц! Как будто это не остановочный павильон, а шикарный бутик в дорогом торговом центре в Москве. За воду и свет платить дополнительно. Хотя ни воды, ни туалета там не предусмотрено. А ведь этим ТОКам предоставлена арендная ставка в два раза ниже, чем остальным — все равно цена аренды для многих НТОшников убийственно-нереальная.
Это чем и по каким ценам надо торговать, чтобы не разориться? И, простите, кто ЭТО будет покупать? Теоретически.
Через некоторое время, понимая, что цену «заломили» несусветную, из офиса «Капитал-Строя» позвонили с новым предложением: 3000 за метр квадратный — 108000 рублей в месяц — если землю освободят заранее. Плюс такую же сумму надо внести на так называемый депозит — впоследствии она не возвращается. Торги продолжались долго. Как говорит Оксана Ивановна, цена в итоге упала до полутора тысяч за метр квадратный при условии предоплаты и немедленного освобождения площади. А это, на минуточку, 54 000 рублей в месяц, что в 4,5 раза больше того, что предпринимательница платит сейчас.
В итоге переговоры зашли в тупик.
Вместе с «соседкой по несчастью» Татьяной Трушиной — позже к ним присоединился владелец киосков с печатной продукцией Алексей Бобошко — началось их «хождение по мукам». Куда только не обращались! В администрацию района, в мэрию, в УФАС. Везде один и тот же ответ: нарушения закона нет, земля отошла компании в связи с победой на аукционе. Понятно, что выиграли — ведь собственникам НТО не дали и малейшего шанса на участие, поскольку все было выставлено одним лотом по цене, которую могут потянуть разве что олигархи. (см. «Алексей Бобошко: «Раньше собственников НТО на остановках было много, а теперь ОДИН, и это — ПЕРЕДЕЛ рынка»)
— Простите, но у вас там еще много киосков. Почему их владельцы не включились «в борьбу»?
— Остальные киоски сдаются в аренду и принадлежат экс-учредителю вышеупомянутого «Капитал-Строя» Сагидулле Жуматаеву. Скажут убрать — перевезет в другое место, не впервой.
Единственное, чего с трудом, но смогли добиться — это предоставление компенсационных мест, которые должна выделить администрация после письменного обращения. Но! Свой павильон придется снести и подать заявление для включения в схему нового размещения. Его рассмотрят в администрации, ГАИ, архитектуре, потом выставят на аукцион, а они — ипэшники — должны еще этот аукцион выиграть. И только тогда-а-а-а — возможно! — смогут разместить свой НТО.
А аукционы, по опыту Оксаны Ивановны, дело ой как не быстрое: пока все соберут, проведут, оформят, может и год пройти.
— Простите за может быть наивный вопрос. Если в мэрии знали — практически два года! — что земля, на которой вы стоите, уйдет с аукциона под ТОКи, то почему компенсационные участки не предоставили гораздо раньше? Чтобы спокойно провести аукцион, и вы, что называется, без истерик, давления и угрозы потери бизнеса могли бы спокойно переехать.
— Опять же по закону мы сначала получаем уведомление, потом пишем письмо в администрацию. Должны были прислать нам уведомление за 90 дней, но я свое получила 10 февраля этого года.
— Получается, что надежды никакой, и вы сейчас, в праздники, когда самая торговля, вынуждены съезжать неизвестно как и куда?
— Были на днях в администрации, они предложили вариант как законно потянуть время. Поскольку «Капитал-Строй» должен установить ТОК в апреле — хотя часть павильонов вместо января установили еще в мае 2020 года и предоплату собрали — предприниматели могут написать очередное письмо в администрацию, что обязуются убрать павильон не позднее, допустим, 10 марта. Тогда якобы никаких накладок и нарушений. Но это просто «отсрочка казни».
— Так куда вы в итоге планируете девать свой павильон? Не кошелек, в карман не положишь.
— Он у нас старенький, неразборный. Мы в свое время в ремонт капитально вложились, утеплили. А теперь получается, что остаемся и без места и без бизнеса, все на слом, только и сможем, что оборудование забрать. Всё, что было многолетним трудом нажито — всё в помойку.
И что дальше?
— А на новое место — вдруг повезет и всё пройдет быстро — будет заключен договор размещения или аренды? И на какой срок?
— Договор размещения на 5 лет. Хотя тому же «Капитал-Строю» — на семь.
— Во сколько вам обойдется установить новый павильон?
— От 500 до 700 тысяч рублей. И это еще не все расходы. Не забывайте про аукцион: там цены за участок могут взлететь и до полутора миллионов.
— Ого! Бешеные деньги! Допустим — только допустим! — дали вам место, вы потратились на новый павильон, аукцион, пятилетний договор закончился, и его опять не пролонгировали. Что дальше? Вы же серьезно вложились.
— Сплошная неопределенность.
— Есть вероятность, что ситуация может повториться?
— В сложившейся ситуации гарантировать ничего нельзя.
— На какую помощь от омской администрации вы рассчитываете? Вернее, хотели бы надеяться.
— Хотелось бы, чтобы наши чиновники обратили самое пристальное внимание на распоряжение № 208-р премьер-министра нашей страны Михаила Мишустина и предоставили нам новые места, как он рекомендует, без торгов.
— Если не дождетесь помощи от местных властей?
— Когда дело всей твоей жизни, в которое ты вложил всю душу и сердце, буквально «приговорили к расстрелу», остается одно — бороться.
— И что вы намерены предпринять?
— Соберем все документы, все официальные ответы, которые получили и отправим в Москву — надежда умирает последней.
— Я слышала, что с переносом вашего павильона ближе к дому, рядом с которым вы находитесь, тоже ничего не получилось.
— К сожалению, да. Согласно всё тому же закону № 1812, по правилам пожарной безопасности, расстояние от дома до НТО должно быть не меньше 15 метров.
— И если дело пойдет по худшему сценарию…
— Если предположить худшее, то мы, как я уже говорила, потеряем дело нашей жизни, а трое флористов, бухгалтер и управляющая — работу.
Стало быть еще пятеро человек добавятся к тем официальным девяносто с лишним тысячам безработных в Омской области. И это только один предприниматель. Сколько их еще на данный момент теряет свой бизнес, вытряхиваясь «из купе»? А они ведь не пустые «пассажиры», они — честные трудяги, которые по крупинке собирали и выстраивали свой пусть маленький, но бизнес. Тяжко трудились сами, давая работу другим и честно платя налоги в городскую казну.
Остается надеяться, что у наших чиновников и особенно вице-мэра Зарембы нет проблем со слухом — представители малого бизнеса будут не только услышаны, но и получат ту необходимую помощь, на которую они вправе рассчитывать. Что называется «волосы встают дыбом», когда читаешь в комментариях:
«Китаис 13.02.2021 10:17:35 Жил человек скромно, имел комнату в общежитии, работал продавцом в торговом павильоне у цирка. Хотелось ему свою квартиру и продал он свою комнату — выкупил павильон. Человеку казалось, что этот бизнес он хорошо знает изнутри и ничего не сможет помешать ему. Павильон снесли, депрессия, рак, смерть».
Иначе НЕестественная убыль населения, которая по данным Омскстата за 11 месяцев 2020 года составила 46 835 человек, побьет все рекорды.
И с кем вы тогда останетесь, господа чиновники?
Ульяна Нескорова