Но бюджетных денег, похоже, снова подкинут.
Вчера во время обсуждений очередных поправок в городской бюджет в комитете омского Горсовета по финансово-бюджетным вопросам вновь возник вопрос выделения финансирования Муниципальному предприятию «Комбинат специальных услуг».
Провокационный вопрос и. о. директора департамента финансов и контроля мэрии Ольге Илютиковой задал депутат Дмитрий Лицкевич, поинтересовавшись, какая субсидия предусматривается данному предприятию на этот раз. Выяснилось — 16 млн 131 тыс. рублей, как сообщила в ходе заседания Ольга Илютикова.
— Основная часть этой суммы пойдет на уборку территорий кладбищ и подготовку к Родительскому дню, на противоклещевую обработку территорий. И обеспечит апрель, май, июнь, — добавила Илютикова.
Дмитрий Лицкевич напомнил: в комитете уже обсуждалось необходимость наведения порядка в КСУ.
(Напомним, что об этом БК55 уже писал в своем материале).
— И каковы итоги? Когда будет собрана рабочая группа? После того, как был поднят этот вопрос, прошло, наверное, месяца три. И никто ее не собирал. Хотелось бы посмотреть финсостояние организации.
— Мы собрали предложения — получили их от всех заинтересованных депутатов, — ответила Ольга Илютикова. — Может быть, пригласить представителя департамента горхозяйства — он мог бы объяснить подробнее.
На сегодняшний день создана рабочая группа под руководством мэра Оксаны Фадиной. В состав вошли представители департамента городского хозяйства, департамента финансов, департамента правового обеспечения, для того, чтобы совершенствовать хозяйственную деятельность данного учреждения.
По словам и. о. главы финдепартамента, сейчас идет полная аналитика использования всех помещений, к обследование финансово-экономической деятельности в сравнении прошлых лет по части предпринимательской деятельности — по каким видам какие доходы поучали, где идет снижение. Все это будет рассматриваться на заседании рабочей группы.
— А когда оно планируется? Там не так уж много предприятий, они у всего города на слуху. И все знают примерные причины, в чем проблемы финансово-хозяйственной деятельности, — настаивал Лицкевич.
В обсуждение вмешался приглашенный на заседание директора департамента правового обеспечения и муниципальной службы мэрии Олег Баланов:
— Добавлю, что в департаменте горхозяйства с участием всех структурных подразделений рассматривается вопрос КСУ. Анализируется финансово-хозяйственная деятельность. И Евгенй Фомин вчера обозначил, что в ближайшие две недели будет организовано заседание рабочей группе. Там будут представлены предложения, выработанные и мэрией, и вниманию Горсовета. Мы выслушаем предложения депутатов и будем их обсуждать. Эта тема не забыта, работа идет.
Но Лицкевич несколько эмоционально ответил, что комментариев со стороны Баланова он не просил.
После небольшой паузы Ольга Илютикова спокойно продолжила:
— У нас в бюджете на КСУ предусмотрено 44 млн. рублей. В то же время из этой суммы 38 — это земельный налог. На сегодняшний день оставшихся пяти миллионов не хватает на уборку и содержание территорий, противоклещевую обработку. Поэтому и предлагается добавить средств для весенне-летних работ.
В этом пункте Лицкевич согласился, но тут же возразил:
— Это все, конечно, необходимо. Но у нас КСУ превращается в черную дыру, в кассу взаимопомощи. Они при каждых поправках в бюджет стоят с протянутой рукой. А ведь до этого организация была самоокупаемой. Демонстрировала рентабельность. Такие проблемы с ней только в последние полтора года творится. Все больше и больше требуется туда бюджетных вложений. И мы сейчас опять, вместо того, чтобы какие-то шаги предпринимать, выделяем туда деньги из бюджета.
Ольга Илютикова попыталась объяснить: никто не может прийти на заседание рабочей группы «с пустыми руками».
— Часть документов оттуда уже поступили на проверку в финансовый орган. В департаменте горхозяйства сейчас проводится сверка — начиная с 2016 года предпринимательской деятельности КСУ. Источники поступления средств от данной деятельности, в каком объеме, по какой стоимости, были ли изменения… Идет анализ заработной платы. Вся эта информация готовится, ее много. И нельзя выйти на рабочую группу, к депутатам, без предварительной аналитической подготовки. И уже на основе этих данный, определив, за счет каких статей идет снижение, можно будет выработать какие-то предложения.
Депутат Дмитрий Петренко взял слово и попросил присутствующих взглянуть на ситуацию под другим, более тревожным, углом.
— Меня интересует вопрос: почему у нас дефицит бюджета — 10,4%? По сути, мы балансируем на грани банкротства только за свет остатка средств на счете, который уменьшает дефицит до 9,5%? Вы понимаете, что как раз эти деньги на Комбинат специальных услуг мы берем с нашего местного остаточного счета? Вот и получается, что когда мы выделяем дополнительные деньги на КСУ, город становится ближе к банкротству.
Подчеркиваю: вы играете с огнем, коллеги.
Как только счет опустеет, город будет банкротом. Не смотря на все эти риски, я не слышу у представителя департамента тревоги в голосе. Я не слышу, что стоит как-то взвесить это решение. Мы просто выделяем деньги. И правильно Дмитрий Иванович назвал Комбинат специальных услуг «черной дырой». Уже второй год там нарастает ком информации, делаем отчеты, группа заседает… А по факту мы практически при каждой поправке в бюджет увеличиваем их финансирование.
Подчеркиваю: они долгие годы были организацией на самообеспечении. Более того: они генерировали прибыль. И вот «заслугой» того коллектива мэрии, который сложился, явился финансовый крах КСУ, при котором мы каждую поправку вынуждены добавлять им денег.
Дмитрий Петренко выразил свою готовность прийти на заседание этой рабочей группы. Он отметил: его в этот состав не включили, хотя он и подал заявку. Мол, он очень хочет туда попасть, чтобы понять: куда же все-таки уходят деньги?
На этот вопрос попытался ответить заместитель мэра Олег Заремба.
— Со своей стороны напомню, почему такое положение сложилось в КСУ. Это обусловлено изменением законодательства (и странно, что Дмитрий Константинович об этом не знает), которые вступили в силу несколько лет назад. Они позволили заниматься услугами по копке могил, и прочими услугами, помимо КСУ всем, кому не лень. Мы неоднократно говорили, что ситуация достаточно простая. Есть «черные копщики», демпингующие по ценам. Они оказывают услуги по той цене, по которой КСУ делать это не может.
У нас есть два выхода из этой ситуации. Либо защищать законодательно наше муниципальное предприятие, что мы на местном уровне можем. Либо дотировать, и мы об этом тоже говорили, эту услугу, чтобы она была конкурентоспособна по сравнению с другими. Тогда мы что-то сделаем. Это не то место, где «черная дыра» только деньги съедает. Это чистый расходник. Так же, как уборка улиц, парков и т. д.
Основная проблема в том, подчеркнул Заремба, что раньше денег хватало — ведь услуги КСУ оказывал монопольно. Сегодня этой монополии нет, услуги доступны к производству любым людям — в том числе и тем, кто не платит ни налоги, ни «базу», и поэтому все может сделать заведомо дешевле.
— Это расходные обязательства города. И если мы хотим, чтобы был порядок на нашей территории, в том числе и на кладбищах, наверное, это надо финансировать. Эффективность надо проверять, здесь вопросов нет. Но давайте вначале дадим эту возможность, потому что все-таки надо и убирать, и мусор вывозить, — заключил Олег Заремба.
Остается добавить, что в наши дни похоронный бизнес — весьма доходный. Частные компании зарабатывают неплохие деньги, потому что в Омске в последний год радикально выросли показатели смертности. По статистике, в 2020 году в Омске умерли намного больше людей, чем в 2019-м. В том числе и из-за коронавируса. Заговорили даже о дефиците мест на кладбищах, и об открытии новых мест для захоронений. А помимо копки могил, КСУ оказывает и другие услуги, связанные с похоронами.
Возможно, что в убыточности есть и другая, более банальная, причина?
Впрочем, как отметила Ольга Илютикова, муниципальное предприятие ждет аудит. Возможно, эти меры помогут найти «черную дыру» непосредственно в структуре омского Комбината специальных услуг.