Максимальное наказание - три года лишения свободы, однако предусмотрены и другие виды наказания - штрафы до 500 тысяч рублей, обязательные и исправительные работы. Закон является новой редакцией 148-й статьи Уголовного кодекса об ответственности за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий.
Поправки, вводящие уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих, были приняты Госдумой в первом чтении 9 апреля. Они был внесены в Госдуму в сентябре прошлого года вскоре после того, как суд первой инстанции приговорил к заключению трех участниц группы Pussy Riot, устроивших акцию «Богородица, Путина прогони» в храме Христа Спасителя в Москве.
Проект подписали депутаты всех четырех фракций Госдумы, что, по мнению российских политических комментаторов, указывает на то, что проект был составлен в администрации президента.
Соответствие Конституции?
Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин выразил сомнение в том, что России необходим специальный закон об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. «Надо равным образом защищать права всех - последователей всех без исключения религий, атеистов, а не выделять какого-то одного», - сказал Лукин Интерфаксу. «Что касается специального выделения именно религиозных чувств - я не нахожу, что это соответствует духу и букве Конституции», - добавил омбудсмен.
«Законопроект престранный и чреватый крайне опасными последствиями. Первое связано с понятием «оскорбление чувств» - кто это определяет?.. Ну и второе - вот запретят девушке-мусульманке носить хиджаб в школе. Это разве не оскорбляет ее религиозные чувства и убеждения? Словом, с этим законом, как мне кажется, нахлебаемся», - заявил журналист Владимир Познер в интервью РИА Новости.
Не совсем ясно также, как закон можно будет применяться на практике, так как сами постулаты христианства, ислама и иудаизма, например, часто являются оскорбительными друг для друга.
За закон проголосовали 308 депутатов Госдумы, против - двое.
Чья инициатива?
Законотворческая деятельность нынешней Думы с момента ее созыва в мае прошлого года свелась в основном к ужесточению запретов и наказаний. Несогласные с таким курсом прозвали нижнюю палату федерального парламента «взбесившимся принтером».
По мнению политолога Юрия Коргунюка, говорить о самостоятельной позиции Госдумы не приходится.
«Со стороны депутатов было бы честнее без обиняков переадресовывать все вопросы кремлевской администрации: нам велели - мы сделали, к ним и обращайтесь», - заявлял ранее эксперт.
Другие аналитики уверены, что инициативу проявляют парламентарии, напуганные слухами о возможном досрочном роспуске Думы и «сливе Путиным «Единой России».
Оппоненты закона об оскорблении чувств верующих находят его противоречащим конституции, которая провозглашает Россию светским государством и запрещает навязывание любой идеологии в качестве государственной и общеобязательной.