Оба лидера, договорившиеся о возобновлении переговоров по Северным территориям в апреле, посчитали главным результатом последней встречи утверждение совещаний уровня министров иностранных дел и вице-премьеров, о чем договоренность была достигнута еще в прошлый раз. Это вызывает еще большее нетерпение.
Ожидается, что одна из трех прибалтийских стран - Эстония - в самом ближайшем времени достигнет окончательного соглашения с Россией по вопросу разграничения государственных границ. Эстония полностью следует требованиям России. Так же поступила и еще одна прибалтийская страна Латвия, которая подписала договор о границах с Россией в 2007 году.
Обе страны потеряли свои территории в пользу России, когда вступили в состав Советского Союза во время Второй Мировой войны. После восстановления своей независимости в 1991 году они потребовали свои территории обратно, но Россия ответила отказом менять статус земель, которые отошли к ней как к победившей стране.
С другой стороны, в последние годы Россия решает свои территориальные проблемы, поделив пополам спорные территории с Китаем, установив сухопутные границы с Казахстаном и морские - с Норвегией. Но эти споры не имели отношения ко Второй Мировой войне.
Вопрос Северных территорий - так же, как и в случае двух прибалтийских стран, - является результатом Второй Мировой войны.
На переговорах в апреле Путин говорил о том, как «сложна проблема с Японией», упомянув о способе равного раздела, возможно, имея в виду такой подход. Его позиция по передаче двух островов Хабомаи и Шикотан не менялась. Но даже при таком раскладе начатый Путиным разговор о ничьей «хикивакэ» и возобновление территориальных переговоров, которые до этого были заморожены, нельзя недооценивать.
Прочитав мемуары бывшего министра иностранных дел Китая, который занимался переговорами о границах между Россией и Китаем, можно понять, что решение равного раздела островов на реке Амур, которая протекает и по главному дальневосточному городу России, Хабаровску, было нежелательным для российского МИДа.
К решению спора привела боязнь возможного возобновления прошлых приграничных стычек на границах двух ядерных держав в случае накала конфликта, а также сильное стремление глав обоих государств к стабильности границ.
Сейчас Россия сотрудничает с набирающим силу Китаем, поставляет ему природные ресурсы, при этом осознает необходимость укрепления отношений с Японией в вопросе развития Сибири и Дальнего Востока. Здесь и кроется решающее отличие от положения прибалтийских стран.
Поэтому вопрос в том, насколько далеко пойдет Япония в своих уступках. Кажется, что Путин приступил к осторожному прощупыванию почвы.
Японии остается только вести себя как можно внимательнее. Торопиться в переговорах запрещается.
Масами Оно