Как заявили в региональном Минэнерго после встречи с руководством омских газовых компаний: «Перебоев с сжиженным газом не будет».
Потому что не будет газа?
Встреч, на самом деле, было несколько. Но вопрос обсуждали всегда один: где компаниям взять денег на сжиженный газ для бесперебойного снабжения города и области?
В принципе, всё подробно изложено в опубликованных в начале августа на сайте БК55 письмах-обращениях к губернатору Омской области Буркову от двух газоснабжающих регион компаний — АО «Омскгоргаз» и «Омская областная газовая компания»(ООГК). Со своей стороны кое-какие моменты обсудил и сайт БК55, попросив прокомментировать создавшуюся ситуацию директора ООГК Юрия Борисовского.
Фото: angi.ru
Суть в следующем. Ранее оптовые цены на газ подлежали государственному регулированию. Начиная с 2019 года, в связи с принятием постановления Правительства РФ от 30 ноября 2018 г. № 1442, «предприятия приобретают сжиженный газ для нужд населения Омска и Омской области по нерегулируемым оптовым ценам, которые формируются на основе биржевых торгов. В то время, как увеличение тарифа устанавливаемого РЭК Омской области ограничено предельным индексом роста платы граждан за коммунальные услуги».
Поскольку цена на бирже постоянно растет — с июня 2020 цифры просто рекордные! — компании несут колоссальные убытки, исчисляемые десятками миллионов рублей.
Судите сами: закупочная цена за тонну сжиженного газа по расчетам омской РЭК на этот год составляет 17547 рублей, а биржевая стоимость к этому моменту достигла практически 48 тысяч рублей за тонну.
Вопрос к Юрию Борисовскому:
— И как вы «выкручивались»?
Тяжкий вздох:
— Отвлекали средства из других источников финансирования, не связанных с работой с населением.
— Как вы считаете, почему цены так резко пошли вверх?
— На это есть несколько факторов. Во-первых, значительно выросли цены на нефть. Второе: в России остановились на профилактику несколько заводов. Плюс был пожар на Уренгое, на установке, которая обеспечивала сырьём Сургутский ЗСК, вследствие чего поставки газа резко сократились. Третий фактор — это высокие цены на газ на западных рынках — Украина, Польша — премиальные рынки, куда нефтяные компании осуществляют поставки, потому что там покупают дорого.
— То есть всё на продажу, а самим по остаточному принципу?
— Можно сказать и так.
Фото: newstracker.ru
На данный момент, как указали в своем письме сотрудники «Омскгоргаза»:
«Возможности компании бесперебойно поставлять газ омичам исчерпаны полностью». И что прикажете делать? С одной стороны остановить поставку газа компании просто не имеют права, а с другой — денег нет от слова «совсем». Выбор невелик: идти с протянутой рукой или всё-таки прекратить поставки газа?
Отнюдь.
Согласно письма ООГК:
«Приказом ФАС России от 07.08.2019 г. № 1072/19 утверждены «Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд». В разъяснениях к Методическим указаниям, в частности, сказано:
«…расходы на покупку газа, то есть оплату газа поставщику, необходимо учитывать в полном объёме (экономически обоснованном), в противном случае регулятор устанавливает уровень розничной цены ниже экономически обоснованного. В таких случаях должны быть предусмотрены механизмы компенсации выпадающих доходов из бюджета на региональном уровне».
Обе компании, начиная с 2019 года, цитирую: «… неоднократно обращались в адрес Правительства Омской области и Региональную энергетическую комиссию, с просьбой о разработке механизма компенсации, но до сегодняшнего дня такой механизм не утвержден.»
В итоге, как «Омскгоргаз», так и ООГК были вынуждены подать иск в Арбитражный суд: первые — на бездействие облправительства, вторые — на взыскание убытков компании за 2019–2020гг плюс частично — за 2021 год.
Омские газовые компании поддержал и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области Юрий Герасименко.
В своем обращении к губернатору он, в частности, указал:
«Учитывая имеющуюся судебную практику, можно предположить высокую вероятность удовлетворения заявленных исковых требований. На основании вышеизложенного, считаю целесообразным скорейшее принятие регионального нормативного правового акта, предусматривающею механизм компенсации выпадающих доходов и субсидирования деятельности предприятий, работающих в сфере снабжения сжиженным газом населения Омской области.»
На данный момент, компании планируют закупить сжиженный газ в пределах той суммы, которой они располагают по существующим рыночным ценам. Какой это будет объем и на сколько его хватит? Вопрос. Но не исключен и тот вариант, что газовый коллапс может наступить как в городе, так и в области уже в сентябре.
О чем, соответственно, и было поставлено в известность министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Фото: «Дом журналистов»
Тем удивительнее заверения Минэнерго «12 каналу», что перебоев с поставками сжиженного газа не будет. И откуда такая уверенность? Сам же министр энергетики Антон Гаак заявил с экрана:
«В настоящее время «Омскгоргаз» обратился в суд … о бездействии правительства, однако самостоятельно никаких действий в отношении необходимых взысканий сумм не производил.»
И как бы предупредил:
«С одной стороны, это сроки, долгое рассмотрение судебных разбирательств. А второе — в рамках судебного разбирательства полностью анализируется финансово-хозяйственная деятельность соответствующих газовых компаний и суммы требования к областному бюджету могут быть снижены.»
Как отметил директор ООГК Юрий Борисовский:
— Да пусть проверяют! Вся наша деятельность абсолютно прозрачна. Когда нам устанавливают тариф для работы с населением, мы РЭК предоставляем все документы до последней бумажки — сколько и по какой цене продали и купили, всё просчитывается.Что сейчас? У нас формируется убыток. Есть методические указания, согласно которым он должен быть компенсирован из регионального бюджета. Начиная с 2019 года, когда стало понятно, что мы уходим от государственного регулирования цен и переходим к биржевым, мы вместе с «Омскгоргазом» просили руководство региона разработать порядок компенсации убытков, который должен быть прописан, утвержден и закреплен на законодательном уровне. До сегодняшнего дня это не сделано — вот основной вопрос. Хотя уже в 2019 году бывали периоды, когда биржевая цена была практически равна заявленной и мы срабатывали в ноль.А начиная с 2020 года эта цена значительно выше той, которая нам заложена в тарифе.
— Но где правительству взять эти миллионы?
— А где нам брать деньги на газ? Понятно, что нет финансирования и всё остальное … И я не могу точно сказать, откуда должны брать деньги. Но, как я уже говорил: разрабатывается порядок, этот порядок на уровне региона закрепляется и при формировании бюджета на следующий год эти средства должны закладываться. Есть регионы — Алтайский и Красноярский край, Кировская, Томская и Архангельская области — в которых все уже разработано и работает и компаниям, которые поставляют населению газ, все компенсируют.
— То есть это не что-то из ряда вон, а простой рабочий момент?
— Да, простой рабочий момент.
Таких «простых рабочих моментов» в области хватает. Сайт БК55 неоднократно писал о проблемах с газом — и не первый год! — в трех северных районах: Тевризский, Тарский и Знаменский. Зимой, в морозы, там не только уменьшают подачу газа в дома, но и, как этой зимой, отключают совсем. Как хочешь, так и грейся.
В этом корреспонденты БК55 убедились лично, побывав в январе–феврале 2020 в Таре и Знаменке.
Теперь же, судя по заявлениям руководства «Омскгоргаза» и ООГК, проблема может стать «всерегионального» масштаба и даже выйти ЗА пределы региона. Хотя… Мелькнула крамольная мысль: а может наше облправительство этого и добивается? Здраво рассудив: раз цены отпустили на федеральном уровне, с какого перепугу Омская область должна компенсировать убытки частных газовых компаний из своего скромного бюджета?
Пусть федералы и платят.
Может так, а может и не так. Сайт БК55 будет следить за ситуацией. Еще бы! Остаться без газа да еще зимой! Бр-р-р, не приведи господь!
Ульяна Нескорова
В рубрике «Прогнозы и версия недели» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.