Гендиректор юридической компании «Интел-сервис консалтинг» — о том, что стало рискованно проводить вебинары
С июня 2021 года в России вступили в силу поправки к ФЗ «Об образовании», которые могут серьезно повлиять на работу блогеров в соцсетях.
Предпосылки этих поправок (ФЗ № 85 «О внесении изменений в закон «Об образовании в РФ») были благими: оградить россиян от антироссийской пропаганды. С начала 1990-х в стране проводится много семинаров и лекций, иногда довольно подозрительных…
Однако сегодня под эти поправки подпадают и блогеры в соцсетях, если публикуют познавательный и научно-популярный контент. Причем необязательно ведущие семинаров — это могут быть писатели, публицисты, издатели, телеведущие, ученые…
Попробуем разобраться, можно ли избежать проблем.
Итак, суть поправок в следующем.
В правовое поле впервые вводится понятие «Просветительская деятельность».
Отныне под ней следует понимать деятельность «вне рамок образовательных программ, направленную на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
То есть признаками просвет. деятельности являются:
— проведение любых мероприятий (лекций, мастер-классов, семинаров, форумов, тренингов, вебинаров, онлайн-курсов), которые помогают личности развиваться интеллектуально, духовно, творчески, физически или профессионально и удовлетворяют ее образовательные потребности;
— обучение улучшению навыков, распространению знаний и формирование умений.
При этом обучение не строится на какой-то образовательной программе, по окончании не нужно сдавать экзамены и получать документы установленного образца, присваивающие новую квалификацию.
То есть к просветителям можно отнести всех, кто транслируют информацию развивающего, воспитательного или образовательного характера.
Но… не все теперь могут просвещать.
Согласно поправкам, на это имеют право:
— органы гос.власти (иные гос.органы), местного самоуправления (уполномоченные ими организации);
— физ.лица, индивидуальные предприниматели или юр.лица — при соблюдении требований закона.
Чтобы ИП и обычные граждане могли ею заниматься, они должны:
— являться совершеннолетними, принимать участие в реализации общественно-значимых инициатив на протяжении не менее 2-х лет, осуществлять образовательную или просвет.деятельность;
— не иметь ограничений к занятию педагогикой (например, судимостей).
Просветителям нельзя:
— быть в реестре НКО, выполняющих функции иноагента;
— иметь задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам.
Зато они обязаны отчитываться о своей деятельности в интернете.
Итак, главное изменение в том, что отныне деятельность всех просветителей контролирует государство.
В пункте 4 поправок говорится, что эта деятельность осуществляется на основании договоров об оказании услуг с образовательными или иными учебными организациями.
Следовательно, для того, чтобы просвещать на законных основаниях, нужно заключать эти договоры и соответствовать перечисленным требованиям.
Между тем из поправок следует, что одновременно Правительство России примет отдельный законодательный акт, детально регламентирующий порядок, условия и формы просвет.деятельности.
Но такого акта до сих пор нет.
А поправки порождают массу вопросов:
— где правовая грань между законными и незаконными курсами, семинарами?
— как определять, что можно, а чего нельзя — по каким критериям ведется отбор?
— какие мероприятия будут расцениваться как дискредитирующие гос.политику?
И, наконец, кто будет определять, насколько опасны конкретные курсы, семинары для государства и общества? Оценивать конкретные отрасли? Отвечать за соответствие просвет.деятельности новым требованиям?
Как согласовывать это все с органами власти и какие документы нужны? Какова роль общественного контроля?
Поэтому вывод такой: пока мы не получим исчерпывающих ответов на эти вопросы на законодательном уровне, просвет. деятельность в России остается рискованной.