Накануне омские художники подвели итоги традиционной выставки-конкурса на «Лучшее художественное произведение года». В творческом состязании принимают участие авторы, входящие в профессиональное сообщество мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Лучшим среди скульпторов на церемонии в Доме художника был назван 35-летний Виталий Шевченко за небольшую работу из бронзы «Птичка». С именем Шевченко в Омске связывают возрождение этого вида искусства.
Ведь даже Святослав, сын знаменитого Александра Капралова, автора символов Омска скульптур «Динамическое равновесие» у музея Врубеля и «Дон Кихот» у ТЮЗа, выбрал своим направлением живопись. Победитель творческого состязания Виталий Шевченко рассказал нашему ресурсу о своей победе.
— Как родилась эта работа? У меня есть своя собственная муза — моя дочь любимая Василиса. Ей уже 7 лет. Есть у меня серия работ под названием «Мечта», в которую входит пять работ. Пока пять. Там одни девчонки. Все из Василисы было подсмотрено. Дети любят мечтать. Взрослые уже забывают мечтать, а дети еще мечтают.
Человек всегда мечтал о полете. Икара мы всегда вспоминаем. И вот эти эмоции, мечты и воплотились в работу. Ребенок схватил перышки и представил, что это крылья. В небо сейчас полетит — полетает. Через детскую эмоцию выражается. Ну, я и изобразил девочку на табуреточке с перышками, мечтающую о полете. «Птичка».
«Птичка», бронза, гранит. Автор Виталий Шевченко
— Простите, я о материальном. Сколько может стоить такая работа?
— Я не могу оценить сейчас. Я выражал свои эмоции и даже не пытался оценить.
— При соцреализме много изображали счастливых детей в скульптуре. Вы считаете, что эту тенденцию надо продолжать?
— Естественно. У нас в городе мало ставят скульптур, но если ставят, то либо вождям, либо памяти каким-то событиям. А хотелось бы насыщать наше городское пространство теплыми вещами. В советское время это семья мишек могла быть или пионеры, дети в хороводе. В общем, теплоты не хватает.
— А чего еще, кроме скульптур, не хватает омскому городскому пространству, чтобы нам было теплее? Все-таки зима у нас очень длинная.
— Мы уже привыкли к тому, что нужен снег, летом солнышко нужно. А чего не хватает? Чистого воздуха. Нужно взяться за экологию. Я живу в Нефтяниках и знаю, что такое чистый воздух, что такое нет. Я полжизни в деревне провел. Много чего не хватает, но, если есть возможность, всегда нужно дарить то, что ты можешь. Например, улыбку. Надо нести что-то светлое в общество, свет людям. И тогда будет всего хватать.
Виталий Шевченко с дипломом за первое место в номинации «Скульптура и монументальное искусство», конвертом с 10 тысячами рублей награды от Омского минкульта и сувениром от местного керамиста
— В творческих планах что у скульптора Шевченко?
— Есть планы. Хочу воплотить именно в городском пространстве, именно на улице. Но также буду и в станковой скульптуре работать.
— Вы справедливо говорите, что в городе не хватает скульптур. Вам как деятелю искусства нужно ли обращаться с таким вопросом к городским властям? Дескать, давайте, я готов.
— Я думаю, что, конечно же, нужно. Но гораздо эффективнее путь — это находить спонсорские деньги.
— Мне кажется, что со спонсорами у нас вообще тяжеловато.
— Вы знаете, с госзаказами еще тяжелее. Их не приходится ждать.
— Возле Омского ТЮЗа у нас стоит знаменитый «Дон Кихот». Может ли там стоять с другой стороны площади скульптура от Виталия Шевченко?
— Тут, я думаю, надо работать с архитекторами. Что планируется у нас далее в городе. Есть же какие-то планы?
-Вы думаете, они есть?
— Они есть. Я их видел. Другой вопрос, насколько они реализуемы, конечно. Но тем не менее, это надо работать с архитекторами. Как это возможно, на сколько это будет реализовано с архитектурной и скульптурной точки зрения.
-Как вы считаете, почему не идут в скульпторы? В Омске дефицит с ними.
— Я думаю, что это просто нелегкое дело, на самом деле. Это не быстрое дело. Чтобы сделать что-то в бронзе — надо сначала придумать что сделать. Выполнить рисунок. Потом сделать небольшую лепку. Допустим, в масштабе один к пяти, один к шести. Потом увеличить либо в пластилине, либо в глине. Каркас делаешь — либо металл варишь, либо деревянный.
Слепил. Из пластилина, либо глины. Смотришь понравилось-не понравилось. Потом формуешь — переводишь в гипс. И в гипсе дорабатываешь. Потом снимаешь форму, делаешь восковку — по воску дорабатываешь. Потом снимают форму уже литейщики — заливают металл. Обработка идет металла. А потом смотришь: елки-палки, слепил-то плохо. В итоге, допустим, на первой фундаментальной ступени — успел ошибиться. А этих ступеней вон видели сколько пройти надо, чтобы произведение получилось в бронзе.
Фото Александр Катаев