Можно ли быть сытым одной музыкой и достаточно ли в Омске пространства для творчества?
Об этом и многом другом корреспондент БК55 узнал у омской музыкальной группы «Птица Кто».
В одном из интервью вы, девушки, говорили, что изначально творили вдвоем. Расскажите, с чего все началось. И как вам удалось привлечь мужскую составляющую группы?
Наталья: Мы вместе с Любой играли ирландский фолк в одной группе. Люба как-то приходит и говорит «пс-пс, есть песня», я говорю «сыграй». Она играет.
Любовь: И играет плохо.
Наталья: Но я сразу разглядела в песне перспективу. Сразу захотелось что-то «мутить».
Любовь: Мы пробовали играть вдвоем. Но поняли, что песни получаются слишком грустными. Нужно было разнообразить их ритмической основой.
Наталья: Чтобы люди слова не слушали, а слушали музыку и их качало. А плакали они уже после.
Любовь: Мы стали искать музыкантов. Сначала нашли басиста, потом барабанщика. Долгое время играли вчетвером. Это был наш первый состав группы с басистом Ильей и барабанщиком Димой. Но потом ребята решили играть свою музыку. А мы нашли Юрия, Владимира и Григория.
Наталья: И они оказались весьма хороши. Теперь мы укомплектованы и у нас «плотный», полноценный звук. Мы поняли, что отлично звучим так, как есть.
Как к вам пришло название «Птица Кто»? В нем чувствуется какая-то ненарочитость, будто оно появилось случайно и сразу стало ясно — вот оно. Как правило, такие названия самые лучшие.
Любовь: Есть много версий происхождения названия. Первая, что оно спустилось со звезд. Вторая, что оно пришло, когда наш друг поперхнулся чаем. А третья, правдивая, версия — я ударилась головой о змеевик в ванной, и так совершенно случайно оно появилось.
Наталья: Я ни разу не пожалела о названии. Сколько мы участвовали в фестивалях, наше название выделяется, его никогда ни с кем не путают.
Когда слышат «Птица Кто», сразу реакция «Чё?» — вот так и запоминается.
Хороший маркетинговый ход. А есть ли тут параллель с книгами и сериалом «Доктором Кто»?
Любовь: Сознательно такая отсылка не делалась.
А вам нравится эта история?
Наталья: Шикарная
Любовь: А вот я очень спокойно отношусь.
Юрий: Какие книги? Какой сериал? У меня жена и ребенок. Вот другое дело «Смешарики» или «Маша и медведь».
Поняла. Если говорить о книгах, фильмах, музыке, можете ли сказать, что является вашими творческими ориентирами? Я понимаю, что каждый творческий человек хочет быть самобытным, но ему все равно приходится на что-то опираться, вступать в диалог с тем, что было создано до него. Возможно, даже подражать первое время.
Любовь: На меня большое влияние оказали две группы: финская группа Nightwish и русскоязычная группа из Украины «Немного нервно». Nightwish я начала слушать после того, как закончила музыкальную школу, и меня поразило, что так тоже можно играть. Наверное, эта группа и вдохновила меня на дальнейший путь. Многие говорили, что влияние этой группы у нас прослеживается.
Наталья: Согласна про «Немного нервно» и Nightwish. Может быть, еще есть что-то от «Flёur» и «Мельница».
Вы назвали практически все группы, с которыми у меня как у слушателя ассоциируется ваша музыка. Я также соотносила ее с «Flёur», «Мельницей». Еще бы добавила «Канцлер Ги». Для меня эта такая линия смешения фольклорности и музыкальных экспериментов.
Как бы вы охарактеризовали жанр, в котором играете?
Наталья: Черт его знает какой. А если серьезно — инди.
Любовь: В целом, да, это инди. Но где-то это «арт-какой-нибудь», «рок-какой-нибудь», неофолк. Мы выбрали определение неофолк, потому что оно максимально расплывчатое. Википедия дает определение, что там смешивается и электроника, и джаз и все что угодно. Мы решили, что так проще, чем рассказывать, что вот тут у нас свинговые ритмы, а вот тут немного фанка, а вот здесь баллада. Такое смешение, наверное, происходит, потому что у каждого из нас есть свой любимый жанр. Кто-то любит играть металл, кто-то больше по классике.
Люба, как пишутся тексты? Группа принимает какое-то участие?
Любовь: Я пишу текст, там есть мелодическая и гармоническая основа. Я приношу его на репетицию, ребята смотрят на количество бемолей, ужасаются, а потом каждый сам себе придумывает партию, и вместе мы делаем аранжировку. В процессе что-то меняется, что-то добавляется, какие-то части отваливаются. Я приношу основу, а делаем это песней мы все вместе.
Вдохновляетесь литературой при написании песен?
Любовь: Раньше вдохновлялась ей больше, поскольку больше приходилось читать. Сейчас читаю, в основном, техническую литературу. Наверное, большее влияние на меня оказала литература экзистенциализма. В песне «Завтра» есть отсылки к роману Германа Гессе «Степной волк». Где-то стучатся строчки из песен других авторов. Например, отсылки к Егору Летову: в песне «Голос» — «Последний кораблик остыл»… Гретхен из «Фауста» Гете.
Музыкой вы занимаетесь в свободное от «нормальной» работы время?
Наталья: Я сейчас уволилась с «нормальной» работы и мучу свое агентство дизайна и маркетинга «Карасики».
Любовь: А я работаю контент-менеджером в компании по производству ремкомплектов для автомобилей. Вообще, я по образованию журналист.
Так-так-так. А почему вы не пошли в журналисты?
Любовь: Ох. Если коротко, я побывала на одном из омских телевизионных каналов, и мне расхотелось.
Юрий: У меня тоже работа не связанная с музыкой. Я инженер.
Владимир: А я сейчас свободный художник.
Тяжело совмещать работу и творчество?
Владимир: Да, особенно мне. Совмещать ничегонеделание с музыкой — отягощает.
Наталья: Для меня в том и прикол, что есть работа, а есть группа — отдушина.
Любовь: Соглашусь. Что-то в этом переключении есть. Заниматься только лишь музыкой, возможно, не получая никакой коммерческой отдачи может быть тяжеловато. А когда ты спокоен и понимаешь, что ты поешь, так намного легче. Хоть и говорят, что художник должен быть голодным, но голодным он будет не долго.
А может ли работа вдохновлять? Даже Кафка вдохновлялся своей работой в канцелярии.
Любовь: Ну, у меня пока не одной песни про ремкомплекты нет. Я, конечно, не зарекаюсь.
Наталья: Все впереди! Вот я занимаюсь дизайном и есть вещи, которые иногда пересекаются. Например, композиционные.
Достаточно ли в Омске пространства для творчества: конкурсов, фестивалей, творческой среды, в которой можно было бы обмениваться опытом?
Юрий: Возможностей полно. На самом деле, проблема, наверное, в том, что медиапространство сейчас перенасыщено доступной музыкой высокого уровня. Сейчас можно взять телефон и послушать все, что хочешь. А еще совсем недавно это было не так. Чтобы что-то послушать нужно было достать кассету. И любой, кто хоть как-то выступал, даже на лавочке сидел с гитарой, это привлекало внимание. А теперь можно в любой момент послушать все, что угодно, качество звука в наушниках повысилось. Поэтому, наверное, уже интереса такого нет. Но если есть, что выразить, то площадок для этого полно, вообще не проблема.
Значит необходимости переезжать в столицы нет?
Владимир: В Москве гораздо проще куда-то пробиться. Там и тусовка другая, больше взаимодействия, и так проще чего-то добиваться.
Юрий: Если вопрос про коммерцию, то в Омске намного тяжелее, а если просто про то, легко ли найти площадку, где тебя послушают, похлопают, то Омск ничем не отличается от других городов в этом смысле. Если заниматься музыкой как мы сейчас — есть работа, которая приносит деньги, есть любимое дело, которым мы занимаемся в свободное время. В этом смысле нам препятствий, вроде, никто не чинит. Если задуматься об этом как о заработке, то, наверное, какое-то время придется корешки там покопать, ягоды пособирать.
Прокомментируете по ближайшем событиям? Чего нам ждать?
Любовь: У нас Наташа уезжает в Краснодар.
На время?
Наталья: Нет, насовсем.
Да вы что, и как группа будет продолжать свое творчество?
Любовь: Мы приготовили записи. Так что в крайнем случае у нас будет «электронная Наташа». Возможно, будет сессионный музыкант-пианист. Если среди читателей есть музыканты — скидывайте нам свое резюме.
А из ближайших событий у нас фестивальное лето. «Наш фестиваль», на который мы надеемся пройти отбор.
* К моменту выхода интервью группа уже прошла отбор на «Наш фестиваль», который состоится с 1 по 3 июля 2022 года. Поздравляем участников!
Ева Сорокоумова
фото: БК55/Александр Катаев