Накануне в Арбитражном суде Омской области состоялось слушание по делу о признании несостоятельности АО «Омскгоргаз».
Заседание о банкротстве «Омскгоргаза» обещало быть интересным, но обещание не сдержало. Хотя разговоров и пересудов о его судьбе хватало. В Арбитражном суде Омской области должны были решить — быть или не быть? — ему банкротом и кто в этом случае останется в «пролете».
Напомним, что 09 марта 2022 решением Тверского районного суда города Москвы был изменен способ исполнения решения Тверского районного суда города Москвы по иску Генпрокуратуры РФ к Андрею Голушко, Сергею Калинину, Константину Марченко, АО «Омскгоргаз», ООО «Омскгазсеть» и ООО «Омскриэлт» о взыскании в пользу государства 2 272 3641 715 руб. 57 коп.
Но вернемся к заседанию. Народу было прилично: представители прокуратуры и ИФНС, дама из Росимущества и, само собой, «Омскгоргаза» — всего, с судьей и помощницей десять человек. Кабинет судьи скорее напоминал пенал, поэтому скромное предложение всем разместится, «не соблюдая дистанцию», несколько смутило: не только стульев — места элементарно не хватало.
Слава богу, нашелся свободный зал заседаний.
Во время официального представления оказалось, что «тусовавшийся» около «горгазовской» дамы мужчина средних лет просто «вольный слушатель», некто Тумилович Эдуард Владиславович, который, похоже, был всем хорошо знаком — против его присутствия на заседании все дружно не возражали.
Интересно, в «чью пользу» он слушал?
После предложения судьи Самович высказываться по существу вопроса, представители прокуратуры и «Омскгоргаза» затеяли вялотекущую дискуссию.
Прокуратура, ссылаясь на решение Тверского районного суда города Москвы, а именно:
…заменить предмет исполнения решения суда в виде взыскания денежных средств в сумме 1 202 083 000 руб. с АО «Омскгоргаз» и ООО «Омскгазсеть» — обратить в доход Российской Федерации имущественные производственные комплексы АО «Омскгоргаз» и ООО «Омскгазсеть», состоящие в том числе, из сооружений, земельных участков, газораспределительных сетей, объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа потребителям и газоиспользующего оборудования… Определение подлежит немедленному исполнению.
Именно по этой причине прокуратура была категорически против процедуры банкротства.
Представительница «Омскгоргаза», мучительно «акая» через каждое слово, печалилась, что без процедуры банкротства они не смогут погасить долги перед ИФНС в сумме 421 млн рублей и «Промсвязьбанком» — там поменьше, порядка 378 млн рублей.
Представитель же налоговой была содержательно-краткой и невозмутимо отметила, что да, решение было вынесено, суммы доначислены. После апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган решение было частично изменено, после чего оно вступило в законную силу. Но у налогоплательщика есть возможность оспорить его в судебном порядке и тогда оно — возможно — будет отменено.
Второй представитель налоговой сочла за благо отмолчаться.
Далее, согласно заявления представительницы регионального отделения Росимущества, «они полностью поддерживают позицию прокуратуры, изложенную достаточно аргументированно».
Единственное, что она отметила: в определении Тверского районного суда об обращении в доход Российской Федерации имущественные производственные комплексы АО «Омскгоргаз» и ООО «Омскгазсеть» отсутствует перечень имущества, подлежащего передаче ТУ Росимущества в Омской области. В связи с чем территориальное управление направило заявление в Тверской суд Москвы для получения разъяснений.
До настоящего времени отсутствуют какие-либо сведения о принятом судебном решении, но после устранения неопределенности в порядке исполнения судом исполнительных документов, имущество будет обращено.
Судья уточнила:
— А когда подавали заявление?
— Пятнадцатого апреля в Тверской и 15 же апреля во второй кассационный суд (туда поступило 2 жалобы, можно только догадываться, от кого — прим. БК55), но пока никакой информации нет вообще.
Прокуратура проникновенно напомнила, что Тверской суд, вынося определение об исполнении решения, руководствовался тем, что для Омска имущество по газораспределению и газоснабжению имеет «большую значимость», поэтому оно не должно быть разделено. И только при поступлении этого имущества в полном объеме в федеральную собственность «именно только таким способом будет обеспечено снабжение населения города Омска газом».
«Омскгоргазовская» дама возразила, что, во-первых, заявление обосновано и во-вторых:
— А-а-а, что касается опасения по поводу обеспечения населения, а-а-а, то хотелось бы отметить, при введении процедуры обычная хозяйственная деятельность а-а-а продолжается и имеет место быть. А-а-а, население города Омска никто не оставит без газоснабжения, всё, что исполняется сейчас, будет исполняться и потом.
Так же еще раз напомнила, что задолженность по налогам оспаривается в суде, но она имеет место быть. И не надо забывать про задолженность «Просвязьбанку» «свыше 380 миллионов». Так же «имеется вступившее в силу определение и а-а-а решение Тверского районного суда» и «выведение а-а-а процедуры повлечет за собой нарушение а-а-а прав кредиторов».
Ну теперь поня-я-ятно, почему нет представителя «Промсвязьбанка» — зачем? — их интересы аки лев защищал сам «Горгаз».
Прокурор — оба-двое выступали по очереди — отметил:
— ….Мы четко видим по хронологии, что вопрос о введении банкротства — в частности наблюдение процедуры — был поднят после того, как вступило в законную силу решение Тверского районного суда. Если имущество, которое оценивается в 1 млрд 200 млн рублей, будет передано Росимуществу с дальнейшим использованием государством, мы сможем гарантированно защитить обеспечение граждан услугами. Если уходим в процедурную тему, мы не можем гарантировать, что имущество не будет передано третьим лицам, не будет реализовано, не будет разделено, что может нарушить стабильное газоснабжение населения.
Наддала и дама-прокурор, откровенно заявив, что:
» …мы полагаем — если говорить прямо — это заявление («Омскгоргаза») является фиктивным, чтоб уйти от добровольной передачи… Существует уголовное дело, по поводу того, что тарифы завышены. В течение многих лет получали миллиардные прибыли с переходом частным лицам, которые ими не декларировались, т. е. они получали незаконный доход».
Попытавшейся что-то сказать представительнице «Омскгоргаза» разошедшаяся прокурорша буквально «заткнула рот», с нажимом продолжая:
— Прежде всего имеет значение выполнение социально-значимой функции. Интересы публичны … и это жизненно-важная функция, от которой порой зависит здоровье и даже жизнь людей… Ну введем процедуру наблюдения, дальше — конкурсное производство. Кто был бы готов купить это имущество, чтобы обеспечить население газом? У города Омска купить это имущество в полном объеме денег в бюджете нет. Значит оно каким-то образом будет приобретено частными лицами. Каким способом они будут распоряжаться имуществом? Может таким же незаконным способом, как и прежние владельцы? Для прокуратуры важно именно государственная собственность… чтобы выполнялась функция снабжения населения газом в полном объеме…
Вот поэтому-то прокуратура и против процедуры банкротства.
Тем не менее, дама из «Омскгоргаза» пыталась оказать сопротивление, снова и снова напоминая о долге перед налоговой и банком — видимо, это был самый «козырный» аргумент «за» — и необходимости введения процедуры банкротства, иначе «иные кредиторы а-а лишаться и того имущества, а-а на которое они имеют право претендовать ….»
— Как сказал уважаемый прокурор, ни о каком разбазаривании, а-а отделении имущества разговоров быть не может — а-а продажа «Омскгоргаза» возможна только единым лотом. Соответственно, а-а данное имущество будет сохранено и продано, с учреждением банкротства а-а единым лотом.
Судья:
— Понятно.
В итоге, в связи с тем, что не поступили ответы из Тверского районного и второго кассационного судов, было принято решение отложить определение о признании АО «Омскгоргаз» несостоятельным до следующего заседания, которое состоится 15 июня. А-а-а.
Между тем…
Как стало известно БК55, вчера с утра в «Омскгоргаз» пришло более 10 судебных приставов с вооруженной поддержкой и произвели документальное изъятие всего имущества «Омскгоргаза» в пользу государства на основании состоявшихся решений суда.
Были составлены все документы о передаче имущества газового оператора в Росимущество.
А это значит, что имущество АО «Омскгоргаз» и ООО «Омскгазсеть» продаваться с торгов не будет, как бы ни старался ради этого арбитражный управляющий, назначенный судом по заявлению «Омскгоргаза» в случае начала процедуры банкротства. Тверской суд решил передать имущественный комплекс газового оператора в государственную собственность. Соответственно, отпадает необходимость его выкупа за счет бюджетных средств:
В связи с этим возникает вопрос: кто теперь это все будет обслуживать, обеспечивать техническое состояние и безопасность?
Как писал БК55, на уровне области и города сейчас обсуждается создание муниципального предприятия, но пока не понятно, кому он будет подчиняться — городу или области.
Ульяна Нескорова