29 октября 18-летняя Софья Сорокина, студентка областного колледжа культуры, выйдет на сцену омской «Студии» Л. Ермолаевой» в главной роли первой премьеры сезона городского театра.
Почему сложный образ Шен Те доверили дебютантке и о самой постановке «Добрый человек из Сычуани» БК55 рассказала ее режиссер Лариса Михайлова.
— Лариса Ильинична, вы не впервые обращаетесь именно к этой пьесе Брехта. Чем она вас «зацепила»?
— Она во мне, в моей душе живет. Она мне очень близка. Почему? Мне кажется, что сейчас как раз время вот этой пьесы. Вопросы, которые в ней поднимаются, на мой взгляд, они остро актуальные. Перед премьерой мы проверили спектакль на зрителей. И, когда разговаривали с ними, все отмечают острую ее актуальность, необходимость.
— Вы соединили взрослых, уже профессиональных, артистов и студентов.
— Когда мы начинали репетировать Брехта, ребята не были еще в штате. Но на протяжении репетиционного процесса руководство театра посмотрело на них и кое-кто из них уже принят. Хотя им учиться еще два года.
— Студенты же появились не просто так. Насколько я знаю, вы при постановке столкнулись с форс-мажором?
— Да, у нас замены происходили. Поэтому причины ввода студентов и объективные, и субъективные. Так Соня Сорокина выступит в качестве второй исполнительницы роли Шен Те. Но на первом показе для публики по билетам она не выходит.
Когда я в пьесе для постановки утвердилась, конечно же, походила на спектакли «Студии», посмотрела, есть ли в театре актриса на роль Шен Те. И для меня это Катя Романив. Но случилось так, что у нее были проблемы со здоровьем. У нас остановились репетиции.
Екатерина Романив исполняет роль Шен Те в первом составе
И тогда я взяла Соню чисто для того, чтобы я дальше с остальными актерами репетировала. Но Соня очень хорошо, крепко встала на ноги, и она сыграет эту роль вторым составом. (Интервью с Софьей Сорокиной можно прочитать здесь— примечание БК55)
Софья Сорокина, студентка 3-го курса Омского колледжа культуры, исполнит роль девушки с пониженной социальной ответственностью в спектакле «Добрый человек из Сычуани». Жанр постановки определен режиссером, как «парабола добра и зла».
-У вас же уже был такой прецедент, когда ваш ученик, еще будучи студентом, попал на одну из главных ролей в спектакле «Студии»?
— Девять лет назад я привела сюда Ваню Минеева на роль Васеньки в спектакле по Вампилову «Старший сын». Теперь он вместе со мной ведет актерский курс в областном колледже культуры и девять лет служит в «Студии».
-Репетиции шли сложно. Не было желания оставить эту пьесу и взять другую?
— Я, наверное, по натуре борец. Я даже больше скажу — были такие предложения, когда у нас случились проблемы с главным героем. Руководство театра мне ничего не говорило. Тут я могу только поклониться в пояс искренне администрации, потому что поверили в меня, предложили.
И кроме помощи от всех служб, включая администрацию, я ничего не получала. Я даже иногда сама не верила себе, что вот так верят. А были просто со стороны люди, которые знали ситуацию. Они говорили: «Да брось, да откажись». Я отвечала: «Нет, мы сделаем». И спасибо нашей творческой команде, что мы не рассыпались, мы за руки взялись.
— «Да откажись» — это значило с точки зрения сторонних наблюдателей поменять на иное название пьесу?
— Поменять на другую таких разговоров вообще не было. Но случилось же как: в конце сезона вдруг ушли исполнители. Это нормально. Как говорит Татьяна Николаевна Сухонина, директор «Студии»: «Театр — это живой организм». Кто-то уходит, кто-то приходит.
Но, когда это было уже во время работы, когда ты почти уже на выходе, и уходят «центральные» актеры, на которых ты рассчитывал. И, конечно, тут были моменты. У меня и бессонные ночи случались. Бывали моменты репетиций, когда я шла — волосы на голове не рвала, конечно, но тревога мощная в душе присутствовала. Хотя бывали и репетиции, когда я на крыльях летела.
Конечно же, мы находили потихоньку общий язык. Потому что здесь есть часть моих студентов — Дима Трубкин, Наташа Игнатова, Иван Минеев. А были же и актеры других школ.
— Никто из омских театров на произведения Бертольда Брехта не замахивается. Кроме режиссера Глуховской, которая довольно давно поставила эту же пьесу в Омском кукольном. Откуда «творческий зуд» по Брехту у режиссера Михайловой?
— Мне лично очень близки те темы, которые затрагивает драматург. Когда Игорь Викторович Малахов (бывший худрук «Студии» Л.Ермолаевой» — примечание БК55) мне позвонил в феврале и спросил: «Не хотели бы вы у нас поставить спектакль?» я уточнила, театр ли мне предлагает название. Мне ответили нет.
Я сказала: «Тогда я думаю, что сегодня это Брехт». Он сказал: «Это неожиданно». Но это не было отказом. И я немного напряглась. Стала ходить на спектакли, смотреть на труппу. Увидела, что пьеса раскладывается на всю труппу. Предложила, и театр согласился с моих решением о постановке.
Но больше на выборе, как я уже сказала, сказалось то, что меня волнуют вопросы, которые поднимаются в «Добром человеке…» За другие театры не отвечаю, но мне кажется, что сегодня нужен Брехт.
Водонос. Он первым появляется в спектакле и первым встречает богов, спустившихся на землю.
Пустить богов на ночлег согласилась лишь Шен Те, которая никому не отказывала — такая слава о ней ходила. За это боги одарили ее некоторой суммой, на которую она приобрела табачную лавку.
Но счастья ей это не принесло, потому что сразу объявились «бедные родственники» и кредиторы
Бывшая хозяйка лавки, не рассказавшая Шен Те о своих кредитных обязательствах
И тут на помощь Шен Те появился ее «двоюродный брат» — второе «я» Шен Те
Летчик — возлюбленный Шен Те
Фото Александра Катаева