Министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай Дрофа рассказал о том, как для региона прошел непростой 2022-й год.
Сегодня, 23 ноября, прошла пресс-конференция Министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николая Дрофы, на которой были озвучены итоги сельскохозяйственного сезона 2022-го года.
Не секрет, что даже в погодном плане этот год выдался для Омской области не самым спокойным. Так в 13-ти районах была зафиксирована почвенная засуха, в 15 районах суховеи, а в начале июня неожиданно пришли летние заморозки. Таким образом, как отметил министр, собрать тот объем урожая, на который изначально рассчитывали омские аграрии, к сожалению, не удалось.
Тем не менее, в этом году удалось собрать более 3 миллионов тонн в бункерном весе зерновых и зернобобовых, более 360 тысяч тонн — масличных культур, более 420 тысяч тонн картофеля и более 140 тысяч тонн овощей. В контексте животноводства по ряду показателей есть сподвижки в большую, по сравнению с прошлым годом, сторону. Так производство яйца — более 260 млн, мясо — более 2,5 тысяч тонн. Объемы молока остались на уровне прошлого года.
Стоит отметить, что в 2021-м году было собрано: зерновых и зернобобовых культур — 2,9 миллиона тонн, масличных культур — 363,4 тысячи тонн, картофеля — 321,5 тысячи тонн, овощей — 137,8 тысячи тонн. В 2020 году, для сравнения, собрали 3,03 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, 277,2 тыс. тонн масличных культур, почти 398 тыс. тонн картофеля и овощей.
Таким образом, насколько можно судить, если урожай зерна и масличных культур остаются на более-менее одном уровне, то производство овощей и картофеля значительно снизилось. Некоторые сложности с производством овощей в области признает и министр сельского хозяйства, ссылаясь, в первую очередь, на климатические условия региона, которые не позволяют собрать урожай в полном объеме.
На данный момент, если по большинству других направлений Омская область полностью себя обеспечивает и даже экспортирует, то обеспеченность картофелем составляет 60%, остальное же в регион завозят.
Поставки же Омская область осуществляет в первую очередь зерна и масленичных культур. Безусловно, современная политическая и экономическая обстановка, введенные санкции повлияли, в частности, значительно снизив стоимость поставляемых культур. Пришлось также переориентироваться на восточное и южное направление. Таким образом, на данный момент налаживается тесная работа с Узбекистаном, Киргизией, Турцией и Ираном. Всего Омская область поставляет продукцию в более чем 40 стран мира и около 70-ти регионов России.
Осуществляются также меры господдержки. Согласно распоряжению губернатора меры поддержки направлены на те отрасли, которые в этом нуждаются — в первую очередь это касается понижения закупочной цены, производства и реализации зерновых культур. Реализуются, или запланированы к реализации проекты в сфере животноводства, один из которых — СПК Пушкина, строительство нового молочного комплекса на 620 голов. Также выделены средства на компенсацию кормов, в частности в тех районах, которые оказались в бедственном состоянии из-за засухи.
Тем не менее, стоит отметить, что сельскохозяйственные субсидии не всегда и не всем доступны, как неоднократно отмечали и сами фермеры. Не секрет, что имеет место тенденция, когда из года в год финансирование получают одни и те же, как правило, крупные, связанные с властями, предприятия.
Этот вопрос БК55 задал непосредственно министру сельского хозяйства Омской области Николаю Дрофе.
Вот его комментарий:
«И раньше и сейчас ни в коем случае не делается ставка на крупные предприятия. Если крупных предприятий у нас 300, то получателей субсидии у нас больше тысячи. Это говорит о том, что процент крупных предприятий в общем количестве заявителей не так уж большой. Но доля полученных средств, возможно, там выше, потому что оборотные средства на крупных предприятиях, как правило, выше.
У нас есть ограничения, которые не дают выделять больше, чем 10 млн на одно предприятие, какое бы оно крупное ни было. Поэтому сегодня условия практически равные и для крупных предприятий, и для мелких. Просто не всегда мелкие предприятия имеют возможность правильно предоставлять отчет, правильно составить документацию. Здесь, конечно, работу мы ведем, мы видим, что в этом у мелких предприятий есть проседания. Нет бухгалтера, или один бухгалтер — на три, пять предприятий. Нет экономиста. Какие-то показатели не всегда зафиксированы в отчетности. Финансовая поддержка бюджета, она нацелена на то, чтобы поддержать производство и увеличить показатели. Полученный рубль должен увеличить объем производств. Если у крупных предприятий это более эффективно, то мелкие предприятия, к сожалению, по ряду причин этот вопрос бывает не всегда выстроен.
Поэтому некоторые просто и не заявляются, понимая, что за рублем придет проверка и они будут вынуждены вернуть субсидию. Но в процентном соотношении мелких предприятий гораздо больше, в том числе и на льготное кредитование. Там определена ставка, мы должны с общего объема не менее 20-ти процентов льготного кредитования предоставить мелкому бизнесу. Но мы, как правило, из общего объема до 40%, вот сейчас где-то 36% из общего объема лимита, который был предоставлен для региона предоставлено малому бизнесу, — рассказал Николай Дрофа.