Новости. Омск

Норвегия

За 10 лет не появилось планов поднять затонувшую АПЛ

Фото с k-159.narod.ru
Каких-то определенных планов подъема атомной подводной лодки К-159 с глубины 238 метров не существует до сих пор.

АПЛ К-159 проекта 627А «Кит» (November по классификации НАТО) затонула в процессе буксировки с базы в Гремихе на судоремонтный завод в Полярном (к северо-западу от Мурманска). Поднять затонувшую АПЛ первоначально планировалось осенью 2004 года.

В 2007-м разработать план подъема получили петербургскому КБ «Малахит». Окончательное решение должны были принять в 2008 году, пять лет назад. Но с тех пор ничего не произошло, никто уже не вспоминает о конкретных шагах о подъеме подводной лодки.

Девять членов экипажа К-159 ушли на дно вместе с подводной лодкой, когда оторвался один из удерживавших ее на плаву понтонов. На борту АПЛ находится два атомных реактора с 800 кг отработанного ядерного топлива, суммарная радиоактивность которого оценивается в 600 тысяч кюри.

Район острова Кильдин, где затонула К-159, – один из лучших совместных районов для норвежских и российских рыболовецких траулеров, поэтому возможность утечки радиоактивных веществ беспокоит обе страны.

«Сообщается, что на сегодня нет сколько-нибудь серьезных утечек из подводной лодки, замеры, сделанные в непосредственной близости, показывают фоновый уровень радиоактивности. Наша двусторонняя программа мониторинга морской среды не выявляет повышенных уровней», – говорит в интервью BarentsObserver Ингар Амундсен, руководитель отдела международной радиационной безопасности норвежского бюро защиты от радиационной угрозы.

Тем не менее будущее вызывает у Амундсена озабоченность: «К-159 затонула при трагических обстоятельствах 10 лет назад. На АПЛ находится отработанное ядерное топливо, поэтому она представляет собой потенциальный источник радиоактивного заражения в будущем. […] Мы ведем диалог с российской стороной по вопросу расширения мониторинга в этом районе. А также выясняем, какие риски несут арктической природной среде объекты, содержащие отработанное ядерное топливо».

В октябре прошлого года BarentsObserver писал, что К-159 включили в пересмотренный проект стратегии очистки российских арктических районов. Проблема заключается в том, что сегодня у России нет собственных технических средств для проведения операции по подъему подводной лодки. В 2002 году печально известную АПЛ «Курск» поднимал со дна Баренцева моря консорциум европейских компаний во главе с голландской компанией «Маммут», специализирующейся на тяжелых подъемных работах.

«Ответственность за подъем в перспективе К-159 или других объектов в Арктике лежит на России, – говорит Ингар Амундсен. – Мы проинформировали российскую сторону, что морские биоресурсы севера представляют для нас огромный интерес и что мы продолжаем накапливать знания о положении с заражением и потенциальными рисками на будущее».

В этом году квота на северо-восточную арктическую треску составляет 940 тысяч тонн, а на 2014 год ученые рекомендуют поднять ее до 993 тысяч тонн, о чем уже писал BarentsObserver.

К-159 отстаивалась в Гремихе с 1989 года, и к моменту роковой буксировки ее корпус проржавел насквозь во многих местах. Как 10 лет на морском дне повлияли на корпус 50-летней подводной лодки, остается неизвестно. С 2003 года подводные снимки К-159 не публиковались.

Томас Нильсен 

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
 
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru