Новости. Омск

К «прокурорскому зигзагу» в деле омской «пивной королевы» защита оказалась не готова?

Очередное — по факту четвертое — заседание по делу «мастерицы пивных дел» Ларисы Горностаевой, похоже, порядком «взбодрило» и озадачило защиту.

Несмотря на строжайшее предупреждение явиться минимум за 10-15 минут до начала заседания — и корреспондент «БК55» дисциплинированно был — вся «судебная» компания в составе: судья с помощницей, два прокурора плюс обвиняемая Горностаева с адвокатом прибыли буквально за две минуты до.

Напомним, что г-же Горностаевой срок за неуплату налогов в особо крупном размере — 487 млн рублей — уже не грозит, срок давности вышел, а вот вернуть «недоимку» прокуратура не только может — да что там, просто обязана! — потребовать. Ну-ну, посмотрим, насколько требовательной окажется омская прокуратура.

Первое, что бросилось в глаза — адвокат Наумов был откровенно и неприятно удивлен присутствием сидевшего у зала заседаний корреспондента «БК55». Тут же посыпались вопросы «какая зараза хмыренку на Хмыря накапала?»:

— А вы как здесь? Вам кто сказал? Вас кто-то предупредил? Кто?!

Само заседание по «пивному делу», которое в этот раз прошло в Омском областном суде, наконец-то, состоялось и было довольно насыщенным.

После некоторых технических мучений — помогли сотрудники облсуда — таки удалось соединиться с судом Йошкар-Олы республики Марий Эл. Там дисциплинированно ожидала допроса свидетель Тихонова Ирина Валерьевна, которая в 2017-20 гг. работала управляющей розничной сети «Пивоман» в Йошкар-Оле.

Первой за дело взялась прокурор Анастасия Брагина. Со слов свидетеля пиво из Омска — производителя не помнит — поступало в распределительный центр в Казани, а оттуда шло по магазинам. Среди перечисленных Брагиной фирм-поставщиков опознала в т. ч. «Сибирский стандарт» и «Полярную звезду». Пиво поставлялось в 30- и 50-литровых кегах, из документов — только накладные, а сертификат качества отдельным файлом скидывала бухгалтерия на электронную почту. От каких организаций — опять-таки не помнит.

— Каким образом производился расчет за приобретенное пиво?
— Бухгалтерские документы я не видела, не могу сказать, кто и как рассчитывался. Единственное, что я делала — это переводила деньги некоторым лицам. А за что и как, меня не информировали.
— Наличным, безналичным? Расскажите, по возможности, подробнее.
— Непосредственное руководство скидывало мне смс-сообщение в WhatsApp, что мне надо перевести определенную сумму за такую-то продукцию.
— Где вы брали денежные средства?
— Выручка с магазинов.
— Она (руководитель — прим. автора) вам говорила, кому именно перевести денежные средства?
— Да, фамилию, имя она скидывала. Я самостоятельно ездила собирала выручку с магазинов, чтобы перевести денежные средства указанному лицу.

Кому именно — не помнит, но были и женщина, и мужчина.

— Скажите, как часто вы производили такие операции?
— Стабильно раз в две недели.
— Знакома ли вам фамилия Горностаева Лариса Александровна?
— Да.
— В связи с чем?
— Перевод денежных средств.

Как часто — тоже не помнит. Но был момент, когда у неё была замена паспорта и надо было срочно перевести деньги, пришлось просить супруга. При уточнении данных супруга свидетель вспомнила, что это был перевод через «Альфа-банк» и «Сбербанк».

— Перевод каких сумм вы осуществляли за один раз?
— 180 тысяч, 280 тысяч, 300 и более тысяч…

Переводы осуществляла в течение всей своей работы в «Пивомане».

Следом за Брагиной за допрос Тихоновой взялась зампрокурора Ленинского административного округа Юлия Герасимова — самым дотошно-подробным образом, по нескольку раз уточняя и переспрашивая одни и те же вопросы, в частности: как часто и в каком объеме реализовалась продукция завода «Сибирский стандарт» через магазины «Пивоман». Сошлись на том, что в 15 магазинов доставка два раза в неделю, от 50 до 200 литров, но точно ли «Сибирского стандарта», свидетель сказать не могла — не помнит. 

Попытку зампрокурора и далее «педалировать» вопросы с упором на «Сибирский стандарт» тут же пресек адвокат Наумов. Дважды:
— Возражаю, наводящий вопрос. Свидетель четко пояснил, что не помнит и не знает, когда и что. Зачем вы говорите?
Юлия Герасимова попыталась взять «на голос»:
— Я просто хотела…
Но её прервала судья Русинова:
— Возражение поддерживаю…

В итоге свидетель подтвердила, что продукция «Сибирского стандарта» поступала точно — это было указано в документах о поставщике, а также производитель был указан на кегах.

Надо отметить, что у адвоката не было и следа прежней слегка небрежной расслабленности: он внимательно слушал показания свидетельницы, торопливо записывая за ней в своем «гроссбухе». Да и Лариса Александровна, привычно спрятавшись за спину адвоката — надо заметить вместе с роскошным декольте — бросила рыться в телефоне и слушала с не меньшим вниманием.

Зампрокурора Герасимова:
— Скажите, вы перечисляли денежные средства со счета юридического лица, вашего личного счета?
— С личного, т. е. от физического лица физическому.
Уже спотыкаясь и путаясь в словах, г-жа Герасимова продолжила:
— А почему… ну всегда у вас таким образом… э-э-э расчет производится с поставщиками какой-либо продукции? Почему с личного счета, а не со счета организации?
Свидетель тяжко вздохнула, повторив уже, наверно, в «…цатый» раз:
— Я не могу сказать насколько всегда мы так рассчитывались… Была дана команда непосредственным руководителем перевести денежные средства данному физическому лицу. Как мне объясняли: долг за пиво, долг за воду — и я переводила. Как часто? Раз в месяц, раз в две недели я это делала.
Зампрокурора продолжала упорно гнуть:
— Я все-таки понять хочу: почему в этой ситуации расчеты проводились с вашего личного банковского счета на личный счет физического лица.
Свидетель Тихонова обреченно:
— Непосредственный руководитель меня просил перевести данную сумму денег такому-то такому-то человеку…

Закончив вымучивать вопросы, зампрокурора заявила ходатайство об оглашении показаний свидетеля в связи с противоречиями. Но судья Русинова предложила сначала предоставить слово адвокату.

Наумов начал несколько агрессивно-напористо:
— Сколько из Омска было поставщиков, назовите всех.
— Прошло столько времени, я и не вспомню… Вас интересует, почему я помню «Сибирский стандарт»?
— Нет, этот вопрос меня пока не интересует…
— Я могу объяснить…
Наумов, довольно грубо перебивая:
— Вы потом будете объяснять. Скажите, сколько поставщиков было с Омска и Омской области?
— Два-три.
Тут адвокат начал петлять и путать свидетеля:
— Это вместе с «Сибирским стандартом» или помимо? Если вместе, тогда три-четыре. Если помимо, тогда два-три…
Сбитая с толку свидетель:
— Точно не отвечу на этот вопрос.
— Вы сказали два-три — это больше, чем два-три или…? От одного до пяти?
— Возможно, больше..... «Сибирский стандарт» помню, потому что был производитель на кеге.

Наумов еще раз переспросил период работы свидетеля и уточнил: все показания относятся к этому же периоду? Получив утвердительный ответ, небрежно-снисходительно заметил:
— Ну ладно… Давайте всё равно несколько вопросов задам… По поводу ваших переводов: какая форма расчета была? Как вы рассчитывались за поставку, за продукцию?
И себе под нос:
— За другие там мероприятия…

И опять по кругу: за что платила, форма расчета, смс, наличка из магазинов и прочее.

— На карту Горностаевой вы переводили деньги?
— Ну, был перевод. Да.
— Когда, в каких объемах, как часто, сколько раз, единожды это было или…?
— Не помню.
— Но это был период 2017-20 год?
— Правильно.
— В ваши функциональные обязанности входил расчет за приобретаемую продукцию?
— Конечно, нет.
— Почему вы тогда это делали?
— Я уже говорила — по распоряжению вышестоящего начальства.

Игнорируя протесты было возмутившейся судьи и прокурора, Наумов продолжал методично «выклевывать мозг» свидетельнице:
— Почему вы выполняли незаконный приказ вышестоящего руководства?
— А я не имела понятия…
Но судья судья Русинова тихо, но решительно перебила свидетельницу:
— Данный вопрос снят судом.

На этом вопросы защитника к свидетелю иссякли, но возникли к прокуратуре по поводу ходатайства — адвокат противоречий в показаниях не нашел.

Далее на свидетеле, в том числе и по части переводов денег, «оттопталась» судья Русинова. Пока она скучным тоном проходила все вопросы по четвертому кругу — «Сибирский стандарт», расходно-кассовый ордер, прочие документы и поставки — снова «дозрел» адвокат Наумов.

Но было разбежавшегося адвоката прервала, извинившись, судья Русинова — было решено прерваться на несколько минут, поскольку подошло время связи с судом города Челябинска, куда судебные приставы должны были принудительно доставить свидетеля Романенко.
Увы, как сообщил представитель челябинского суда:
— Я сейчас разговаривала с приставами, они говорят, что у них нет такого привода, а сам свидетель не явился.
Судья Русинова попрощалась и подчеркнуто заявила, что у суда имеются сведения, что данное постановление (о принудительном приводе — прим. «БК55») судебные приставы челябинского суда получили.

Затем вновь подключились к йошкар-олинскому суду.

Допрос свидетеля Тихоновой — не без некоторой подковырки — продолжил адвокат Наумов:
— Скажите, свидетель, вы всю выручку, какую зарабатывали, перечисляли на карты физических лиц, либо что-то себе оставляли?
И этим явно озадачил свидетеля — она попросила уточнить вопрос.
— Я уточняю: всю ли выручку по просьбе ваших руководителей вы перечисляли на карты физических лиц, либо ту сумму, которую они вам указывали?
— Ту, которую указывали.
Продолжая «резвиться»:
— Вы говорили, что супруг единожды перечислил денежные средства. Можете предоставить какой-либо документ, что он все-таки перечислил, а не потратил с друзьями?
— Если в банке есть информация о переводе, то там можно её взять и предоставить. Если перевод на карту, то был чек, который предоставлялся высшему руководству…
Наумов сварливо:
— Мы без высшего руководства, мы же здесь сидим. Вы все говорите, «если» да «если». А без «если» вы можете подтвердить, что ваш супруг перечислил деньги? Если да, прошу предъявить.

Довольно странное требование. Не мог же г-н адвокат рассчитывать, что свидетель придет на допрос с банковскими документами пятилетней давности от компании, в которой уже не работает.
Когда Тихонова пыталась что-то уточнить по следующему вопросу, адвокат не очень вежливо перебил:
— Я так и говорю, вы что, плохо слышите?

Когда он «отстрелялся», прокурор Брагина уточнила в том числе: отражалась ли оплата пива, в т. ч. чеками, в ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта — прим. «БК55»)
Тихонова сходу:
— Конечно, нет.
Брагина:
— То есть, не нашло отражения?
— Нет.
И, спохватившись:
— Может быть, и есть, но у меня не было доступа к этой системе, поэтому я не могу сказать…
— А факт приобретения отражался в ЕГАИС?
— Нет.

Некоторые вопросы гособвинителя Брагиной — в частности по структуре ТД «Пивоман» — вызвали очередное возмущения г-на адвоката. Как он посчитал, «они абсолютно не имеют никакого отношения к предмету доказывания и рассмотрения нашего дела».
— Поэтому я попросил бы ограничить бы уже прокурора задавать подобные вопросы.
Возникшую перепалку «притормозила» судья Русинова:
— Суд считает возможным, чтобы прокурор задал подобный вопрос.

Потом адвокат еще немного «поизгалялся» над свидетельницей: с какой стати отвечает на вопросы суда сидя? Рассуждала тут о дроблении «Пивомана» на ИП, как форме ухода от налогов (ей так пояснили в компании — прим. автора) — она что, в этом большой специалист?

Судья прервала излияния Дмитрия Сергеевича, как не относящиеся к судебному обвинению. На что он, не без доли сарказма, заметил:
— Ваша честь, но у нас всё не относится к предъявленному обвинению, поскольку данный свидетель сказал, что этот период 2017-20 гг., а у нас несколько другие сроки. Поэтому, если мы допрашиваем, давайте обо всем допрашивать.

Н-да-с, жара на всех действует не лучшим образом, но г-на Наумова, похоже, как-то особенно сильно «припекло». Может из-за того, что, судя по показаниям свидетеля, и после 2016 года схема по неуплате налогов работала «в полный рост»?

После всей этой перепалки желание задать вопрос вдруг возникло и у свидетеля, но ей было отказано — не положено.

Удовлетворив ходатайство прокуратуры, было озвучено противоречие в показаниях свидетеля: на пиво «Сибирского стандарта» предоставлялись только накладные по электронной почте от филиала «Пивоман» города Казань, сертификатов качества за период её работы не было никогда.
Тихонова уточнила:
— Сертификаты качества сбрасывались на время проведения проверок Роспотребнадзора на рабочий компьютер на улицу Мира, в магазинах их не было.

На этом с ней и распрощались.

После того, как судья Русинова посетовала на проблемы с ВКС вообще, а с Владивостоком в частности, слово взяла зампрокурора Ленинского административного округа Юлия Герасимова и буквально ошарашила заявлением:
— Мы полагаем возможным перейти к исследованию доказательств стороны защиты. На данном этапе судебного разбирательства у нас доказательств нет, поэтому считаем возможным перейти к исследованию доказательств стороны защиты.

Вот это поворот! А как же заявленная ранее целая куча не допрошенных свидетелей? Вдруг заторопились или решили, что и так достаточно — чего свидетелей, как воду в ступе, толочь? Вопро-о-ос.

Судья Русинова подытожила:
— В связи с тем, что сторона обвинения закончила предоставление своих доказательств, переходим к доказательствам со стороны защиты. Дмитрий Сергеевич, предъявите порядок.

Слегка ошарашенный таким поворотом адвокат и тут не обошелся без «шпильки»:
— Да, ваша честь. Так неожиданно и так своевременно. Я бы попросил недельный перерыв, до 18 числа. Начнем предоставлять а-а-а доказательства сначала с письменных документов, потом мы будем э-э-э приглашать свидетелей. По мере необходимости будем просить а-а-а уважаемый суд оказать нам содействие в этом э-э-э процессуальном мероприятии по вызову свидетелей. На сегодняшний момент предоставлять доказательства в связи с неожиданностью позиции государственного обвинения мы пока не готовы. Просим отложить судебное заседание на 18 июля на запланированное время.
— У нас запланировано было 13 июля. Недостаточно?
— Нет, ваша честь, недостаточно. Большой объем, у нас тактика как бы определена, но не все лица, не все документы как бы собраны. Не успеем за такой короткий промежуток времени все собрать и подготовить, чтобы выложить это все, чтобы не растягивать судебные заседания…
— Тогда это, как вы говорите, предоставление письменных материалов и свидетелей. А допрос подсудимой сюда входит?
— Подсудимая, разумеется, даст показания, но уже в конце судебного следствия, после исследования всех доказательств. Возможно, у обвинения появятся какие-то дополнения по итогам.

Судья Русинова также дала пояснения к изменениям в федеральном законе № 78, согласно которому преступление уже относится к преступлениям средней тяжести и предусматривает наказание максимально до пяти лет лишения свободы, и, соответственно, об изменении сроков привлечения согласно статье 78 УК РФ. 

— В связи с этим, ваше мнение, Лариса Александровна, и адвоката.

Горностаева:
— Уважаемый суд, я прошу предоставить мне время для согласования позиции по данному вопросу.
Наумов:
— Я поддерживаю, поскольку что необходимо провести личную консультацию с моей доверительницей по этому вопросу и она должна быть, как минимум, конфиденциальная. Поскольку поставлен вопрос, в настоящий момент не имею возможности высказаться.
Русинова:
— Суд разъясняет, что были реабилитирующие основания и подсудимой, защите и прокурору надо дать высказать свое мнение. Тогда на следующем заседании послушаем мнение о прекращении и прекращение дела…

Вот так-так.

Что же до даты отложения, то представители прокуратуры были единодушны: перенести заседание на 13 июля, поскольку у адвоката было полно времени, чтобы подготовиться и, опять-таки, чтобы не затягивать судебное разбирательство. Однако судья Русинова поддержала ходатайство защиты.

Значит, до встречи в суде через неделю.

Ульяна Нескорова

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

11
1
жека16.07.2023 02:51:41
декольте у Лариски маловато )))))
9
0
super16.07.2023 08:22:00
Депутат ГОРСОВЕТА была - там теперь губастенькие оттягиваются ("новый заплыв").
8
1
Чинуши всегда не виноваты16.07.2023 13:08:38
Вопрос по качеству следствия, через несколько лет после закрытия завода появился первый свидетели который озвучил сквозную версию про пиво. Работает в пивной компании, собирала выручку с пивных магазинов по указанию своего пивного руководства переводила деньги как она указывает за пиво. Эта линия не подтверждена и проверена чётко следствием. На руках только банковские проводки. Где показания сотрудников магазина перелававшиз выручку, где показания руководителей, другие сопутствующие факты. Немудркно что с таким качеством у следствия мало шансов сыграть соревнование в суде. Данные за вину разрознены. Что где когда кому и сколько за что комплексное чётко в суде не прозвучало ни разу
8
0
Сергей16.07.2023 14:27:06
Если честного все это противно. Затягивание процессов во времени. Вывели по формальному признаку от ответственности и после этого вы удивляетесь что народ высужен просто терпеть. Мягко сказано неможет
5
1
читатель16.07.2023 16:31:14
Вот так всегда! На самом интересном месте))
С нетерпением ждем очередную серию выпуска "Час суда")
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru