Верховный суд РФ прекратил дело об управлении транспортным средством в состоянии опьянения.
Выяснив, что инспекторы ГИБДД составили протокол на водителя, чей автомобиль был припаркован с заглушенным двигателем. ВС напомнил, что в результате управления транспортное средство должно перемещаться в пространстве.
Как следует из материалов дела, в 2022 году Александр Годовиков был привлечен к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ). Постановлением мирового судьи мужчину оштрафовали на 30 тыс. рублей и лишили водительских прав на 1 год и 10 месяцев. Дойдя до высшей инстанции, мужчина добился признания своей правоты.
Комментирует Максим Дмитриевич Кормаченко, управляющий партнёр юридической компании «СтройЭнергоКонсалт»:
Этот судебный акт Верховного суда России фактически вернул презумпцию невиновности в сферу тех случаев, когда сотрудники ГИБДД так или иначе заставали нетрезвых граждан за рулем автомобиля, который в тот момент был неподвижен.
Дело в том, что управление транспортным средством — это целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого оно перемещается в пространстве, при этом характерно, что запуск/незапуск двигателя значения не имеет. Управлять транспортными средствами в нетрезвом виде запрещено, а вот использовать их для других целей, не перемещая в пространстве, вполне допустимо.
Представьте, что некто спустился из квартиры к припаркованному у подъезда автомобилю, уже приняв алкоголь дома. Причины этого могут быть разными: забыл что-то в бардачке, или зимой решил прогреть двигатель, чтобы наутро легче его запустить, цели двигаться не имел. И в этот самый момент к машине подходит сотрудник ДПС и требует пройти освидетельствование. Со всеми вытекающими.
Подобные совпадения кажутся невероятными, поэтому правопорядок выработал простую и однобокую позицию — лишать прав вне зависимости от обстоятельств и доказательств, представленных привлекаемым к ответственности лицом. Но в данном случае гражданин и его представители собрали ясные и убедительные доказательства того, что ситуация, когда лицо, принявшее алкоголь, находится на водительском сиденье без цели управления автомобилем, является возможной и, следовательно, допустимой.
Презумпция невиновности — ключевой конституционный правовой принцип, его восстановление во всяком случае будет шагом к наиболее справедливому правоприменению.
Остается лишь догадываться, в скольких случаях граждане, лишенные права управления, сдавались после первых же поражений в суде, несли ответственность и испытывали неблагоприятные последствия правонарушений, к которым они были непричастны.