Новости. Омск



Игорь Коновалов: «Что же собрались развивать власти — случайный «огрызок» или исторический объект Омскую крепость?»

Удивление вызывает и состав Совета. В него вошли одни чиновники. Всех включали по должностям, как будто с назначением на должность автоматически возникает знание темы.

На днях состоялось совещание «по развитию Омской крепости». Меня на него, как в том анекдоте, не позвали: «Не зовут… помнят.»

Но чтобы обсуждать концепцию, нужно сначала определиться, а что есть Омская крепость. Когда мы проводим экскурсии в Тарских воротах, омичи часто спрашивают:

— А где здесь Омская крепость?
— Она начинается сразу за воротами.
— Нет, есть ещё отдельно «Омская крепость», которая где-то в другом месте.
— Да, в Омской крепости есть учреждение «Омская крепость», которая занимает часть Омской крепости.

Так всё же, что такое Омская крепость и где она? И что же собираются развивать — случайный «огрызок» или исторический объект? И чем же определяется крепость? Вообще изначально крепость — это оборонительное сооружение. Собственно от оборонительных сооружений остались только ворота.

Да и то подлинные только Тобольские. Да и те отреставрированы ошибочно, они никогда раньше так не выглядели. Остальные ворота восстановлены. Причём Омские — даже не на своём месте.

Сейчас все ворота стоят посреди улицы, и непонятно, куда они ведут. Исторически все ворота стояли в валу, наличие которого и определяло статус крепости. Справедливости ради надо признать, что его срыли в основном ещё в 19 веке. Но без вала крепости НЕТ.

Есть место бывшей крепости. Есть учреждение «Омская крепость». А крепости нет. Что собираются развивать — учреждение? И учреждение должно стать «турдоминантой региона»?

Как можно обсуждать концепцию развития, если нет понимания, что развивать. «Публичные мероприятия и фестивали» можно проводить и в чистом поле, как это часто и происходит. И это более удобно. Там больше пространства и оно вне времени. Историческая обстановка там создаётся самим событием. Для этого не нужна крепость. Потенциал крепости используется только в том случае, если в ней есть, что показать независимо от событий.

При этом никакие здания не определяют крепость.

Для этого нужно прежде всего восстановить часть крепостного вала. Понятно, что в современной градостроительной ситуации весь вал восстановить сложно. Хотя всё зависит от расстановки приоритетов. Но вал — достаточно масштабное сооружение. Его общая протяжённость в Омской крепости была два километра. Так что эту задачу можно решать по частям. Есть участки, где это возможно без проблем.

Фото: Алексей Пантелеев

Во-первых, это береговая линия между Тобольскими и Иртышскими воротами. Её желательно продолжить Иртышским и Усть-Омским полубастионами, которые примыкали к этим воротам на продолжении валов.

Именно полубастионы наиболее интересны для понимания исторической фортификации в сравнении с береговыми редантами. На бастионах можно наглядно показать апарель, валганг, барбет, банк, амбразуру и так далее.

Тогда крепость обретёт зримый образ.

Чтобы совместить «приятное с полезным», в валах можно разместить казематы с общественной функцией. Исторически их не было в крепостных валах Омской крепости, но в крепостях того времени часто устраивали казематы, так что это не будет противоречить истории фортификации. (При восстановлении Тарских ворот мы также вынуждены были сделать ряд допущений, одно из них — внутристенная лестница. Она возникла за отсутствием вала).

Именно здесь её не было, но в крепостях их делали.

Фото: Алексей Пантелеев

Казематы позволят привлечь инвесторов, расширить общественную функцию. Ещё для понимания крепости нужно восстанавливать ряд специфически крепостных сооружений.

Например — пороховые погреба. Без особых сложностей можно восстановить погреб в Форштадском бастионе. Можно восстановить мостики, шедшие к воротам через ров. Они хорошо формируют образ крепости. Можно восстановить причалы у Иртышских и Тобольских ворот с взвозами и сходнями.

Туристическим объектом может быть только крепость в целом. В этой связи нужно задуматься и о восстановлении Плаца Парадов, о чём я уже писал. Иначе где проводить «массовые фестивали»?

Ну и главное — нужно прекратить коммерческую застройку крепости. Остатки крепости выглядят нелепо на фоне новых небоскрёбов.

Ещё, рассуждать о концепции развития сложно, если не делаются даже простые очевидные вещи, не требующие затрат. Например, всё «учреждение» по сей день имеет один адрес — Партизанская, 5, доставшийся ему от воинской части. Все здания в дополнение к этому номеру имеют индексы А, Б, В…

Но если для воинской части, которая была огорожена забором, это было нормально, то сейчас эта территория возвращена в городское пространство.

Даже в границах «учреждения» проходит ряд исторических улиц: Шпрингеровская, Горчаковская, Батальонная, Дисциплинарная. Но они по сей день не восстановлены в статусе улиц, хотя физически существуют. Я об этом тоже уже писал. Но о восстановлении улиц даже нет речи, хотя всё в руках Городской администрации. Не говоря о Крепостной улице, которая огибала валы с внутренней стороны.

Помню, в проекте реконструкции Омской крепости, который мы делали с академиком Каримовым, мы предлагали воссоздать историческую обстановку крепости, в том числе и с помощью малых форм: заплоты, коновязи, мостовые, исторические фонари… Обязательно зелень и никакой бетонной плитки.

Удивление вызывает и состав Совета. В него вошли одни чиновники. Всех включали по должностям, как будто с назначением на должность автоматически возникает знание темы.

А в то же самое время, когда проходило совещание в «крепости», в Историческом парке проходила презентация макета Омской крепости.

На этой презентации не было никого из высокопоставленных чиновников. Хотя прежде, чем что-то обсуждать, им было бы полезно ознакомиться с предметом обсуждения. В этом макете достоверно, строго в масштабе, по всем законам фортификации показано, как работали укрепления крепости. На нём же представлена карта крепостных линий, чтобы понять общий масштаб сибирских укреплений.

Вот на чём можно сделать действительно интересный туристический маршрут. Многие укрепления в каком-то виде сохранились. Рекомендую всем посмотреть.

Кстати, в том же Историческом парке выставлен макет Покровской крепости, к которой у чиновников так и не возникло интереса.

Фото: Алексей Пантелеев

Так что, несмотря на представительность Совета, в крепости в очередной раз приходится сожалеть об упущенных возможностях.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

30
5
ОМИЧ04.10.2023 02:06:22
Что тут скажешь?
Полностью согласен с автором.
9
19
Семен Семенович04.10.2023 07:30:26
Справедливости ради надо признать, что его срыли в основном ещё в 19 веке.

Источник: https://bk55.ru/kolumnistika/article/223808/
Вот беда то, да Игорь Леонидович? Тут нынешних чиновников сложно обвинить))), облом. А так хотелось))))! Ну ниче, Вы постараетесь и найдете что-нибудь еще для обвинений.
26
1
Читаем между строк04.10.2023 08:08:12
Достали уже проекты ради чинушнлго распила бабла. У нас про туризм ,его увеличение занято больше чинуш чем туристов. Недавно предоставили няню услугу в одном районе часа жене мобилизованного,так потом об этом отрапортавало отчетов часов на 100,начиная от главного,затем министров из замов и так далее,а дальше услуга другим людям в других местах заглохла .
26
4
Читаем между строк04.10.2023 08:10:45
По крепости все просто,полностью согласен с автором,спасибо ему за попытку сохранить историческое наследие.крепость либо есть-хотя бы фрагментарное восстановление и в статье кладезь уже готовых решений. Либо крепости нет есть место крепости и тогда нечего обсуждать делить и бюджетировать и вставлять в отчёты о проделанной работе
15
3
Полиизопропилен04.10.2023 08:24:18
Автор, Вы забыли про синоним слова "крепость" - тюрьма, каторга.
И в этом плане у чиновников всё соответствует - и ворота в никуда, и совет по должностям, и "ошибочная реставрация" как рыба второй свежести.
8
4
104.10.2023 08:27:32
Удивление вызывает

Источник: https://bk55.ru/kolumnistika/article/223808/

САМА ТЕМА? Есть гораздо более актуальные - "ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ", например. Кстати, в аппарате Губернатора ПЕРЕШЛИ НА ЛИНУКС или так и работают на "винде"?
10
9
Ньювасюковец04.10.2023 08:45:25
Сил и терпения Игорю Леонидовичу.
А вал придётся восстановить. Он, кстати, поможет оградиться от пронырливых застройщиков и много кого ещё...
10
1
11104.10.2023 08:50:07
да всё это уже проходили, была даже такая контора "дирекция строящегося метрополитена" со своими директорами и бухгалтерами. Но не смешно ли само название? ну сделайте теперь дирекцию строящейся омской крепости со своими туда бездельниками-назначенцами
14
13
омич04.10.2023 09:09:28
Курам на-смех. Какая крепость? Что там от нее осталось? Сплошной новодел. Это та-же песня, что и возрождение "казачества". Видимо автор переживает, что все забудут о его существовании.
8
7
Виктор Петрушов04.10.2023 09:52:29
Но нужна ли омичам эта бутафория? Молодёжь с окраин Омска, попадая на территорию обновлённой крепости, будет завидовать Достоевскому, когда-то отбывающему каторгу в этой крепости. Неплохо, дескать, кайфовал писатель в таких условиях. А современные Самарка, амурские, ремесленные, рабочие и прочие улочки современного города на Иртыше сравниться с великолепным евроремонтом крепости ещё долго не смогут. Омск же во времена Достоевского был замкнутым городом-крепостью, население которого составляли военные и чиновники. Центром города была крепость, окруженная земляным валом, в которой помещались военная и гражданская администрации, казармы, гауптвахта, острог. " Вообрази себе старое, ветхое деревянное здание, которое давно уже положено сломать и которое уже не может служить" - писал Достоевский брату. Так, может быть, лучше восстановить эту Историю?
6
2
Полиизопропилен04.10.2023 10:39:49
Для сравнения:
Петропавловская крепость — старейший памятник архитектуры Санкт-Петербурга, крепость I класса (согласно классификации крепостей Российской Империи). Расположена на Заячьем острове, в Санкт-Петербурге, историческое ядро города. Дата закладки крепости 16 (27) мая 1703 года, является датой основания Санкт-Петербурга. Никогда не использовалась ни в одном сражении. С первой четверти XVIII века до начала 1920-х годов служила тюрьмой. С 1924 года является государственным музеем.
17
2
Битюг04.10.2023 10:50:32
Коновалова уважаю за позицию и устремления.Но идея восстановления Омской крепости - весьма спорная.

Момент первый: а для кого? Убеждать туристов, что "вот эти вот валы с казематами есть та самая Омская крепость"? Абсурд. Убеждать в этом самих омичей? Еще большая чушь.

Момент второй: будут ли валы шедевром архитектуры, чтобы ими восхищаться? Впишутся ли они в современное пространство? Нет, это сугубо утилитарные сооружения. Поэтому восстановление разбомбленного Дрездена - оправданно с историко-архитектурной точки зрения, а насыпать земляные валы...такое себе.

PS Прошу понять меня правильно: если бы валы сохранились - разумеется, их нужно было бы холить и лелеять вне зависимости насколько они красивые и как вписываются. Ибо это оригинальная история. Новодел ощущений аутентичности никогда не даст.


PPS Про "Иванов, родства не помнящих" - не надо. Чтобы дать потомкам представление об эпохе не обязательно восстанавливать пещеры предков. Есть музеи, инсталяции. Кусок вала в разрезе со всеми прибамбасами можно и воссоздать. Но городить такие сооружения в целом - не понятно, зачем.
2
6
гость04.10.2023 11:21:58
Вот на чём можно сделать действительно интересный туристический маршрут

Улыбнуло))
3
1
читатель04.10.2023 13:17:00
Восстанавливать "как было" смысла нет. Да и невозможно это по объективным причинам.

Организовали бы для омичей конкурс идей на тему "Какой я вижу НОВУЮ Омскую Крепость".

Всем участникам можно выдать благодарственную грамоту "За вклад в развитие Омской Крепости", а победителям конкурса вручить памятные значки с соответствующей символикой Омской Крепости))

Кроме шуток) Рисунки, концепции, пожелания... Вероятно, среди предложений найдутся стоящие.
6
4
Вовка04.10.2023 14:30:37
Омску нужно исторической место. У нас его нет. Трясут толстоевским который срок мотал , ну так и брат недокорованного Моисея у нас в омске жил и даже Яша камерцель. Давайте им на 18 линии и декабристов 106 памятники забабахаем.
4
3
Полиизопропилен04.10.2023 17:31:47
Вовка, а зачем Омску нужно историческое место?
5
6
Мozg04.10.2023 18:52:17
интересно, кто-нибудь заменить его на этом поприще или когда сгинет всем вообще станет ясно, что в городе один Коновалов испытывал иллюзии относительно невероятной исторической ценности для планеты Земля истории Омска?)
2
1
Анатолий04.10.2023 19:54:15
Коновалов обращается к временщикам во власти, в комментаторах- в крайнем случае приезжим.А это им не понять. Вспоминаются окопы обороны Севастополя от турков, воссозданные , конечно , неизгладимое впечатление, хотя был там больше 50 лет назад, а как вчера.
4
1
Анатолий04.10.2023 20:01:14
Это я к тому, что восстановить всё можно, было бы желание и возможности. А многим и так сойдёт, плиточку положили, красиво на Водниках,правда Петрушов? Только алкашей больше стало.
2
2
Виктор Петрушов04.10.2023 21:26:59
Анатолию: городские и областные денежки желательно тратить на плиточки, асфальтики, деревца и прочие нужные омичам для комфортной жизни элементы. Городок Водников с помощью плиточек за последние пару лет преобразился и, представь себе, алкаши почти исчезли.
9
0
Читаем между строк05.10.2023 08:09:50
Коновалов обозначил ключевой вопрос. Дело в том что чинушам не выгодно сознаться что они работают в рамках -следа Омской крепости. Тогда,не о чем и говорить и никаких перспектив и бюджета,отчётов окладов. Хватить имеющихся в сквере газонокосильщиков и таблички- здесь был.Подогрев темы в надежде а вдруг Москва даст денег пусть на воздушный,но замок,а тропинки уже обкошенв и делать ничего не надо.Концепт восстановления самой крепости чинуши Омска не тянут, там и смежные вопросы и софинансирование и работать надо и результат придется показывать.
2
1
Дмитрий / культура речи...05.10.2023 09:30:37
Виктор Петрушов, алкаши из-за плитки разбежались?
?
4
1
Анатолий05.10.2023 09:50:51
Виктор Петрушов, они теперь в хорошую погоду прямо на лавочках в так называемом "сквере" часиков с 10-11 утра начинают распивать и до вечера, а чего им бояться, администрация с полицией далеко, через дорогу, да и мимо пройдут, ничего не скажут.А Водники -это были Водники, а не нынешняя помойка.Только что плитку положили.
2
5
Виктор Петрушов05.10.2023 10:34:06
Нытье и скулеж про плитку от недовольных москвичей перекочевало к нам? По всему бы Омску сделать такие "помойки" с плиткой как в Водниках.
2
4
Виктор Петрушов05.10.2023 10:57:14
В сквере Водников есть небольшая проблемка - безногий инвалид, который почти весь день проводит на лавочке. Выпивает? Возможно. Но как к этому относиться - применять силу или терпеть? Анатолий, подскажи. Другие алкаши проездом за остановкой иногда временно появляются. Так что не надо "гнать волну". В Водниках всё ОК!
4
3
Виктор Петрушов05.10.2023 13:15:22
Как же легко можно относиться к Истории. Вот недавно на Иртышской набережной установили памятник "основателю Омска Ивану Бухгольцу". Сидит мужик на коне, держит в руках план крепости - типа он тут начинал чего-то строить. А ведь указ об основании нашего города, якобы, подписал губернатор Сибири Матвей Гагарин. Вот ему не мешало бы в омской крепости соорудить памятник. Да вот как бы скульптура выглядела в натуре? Как мздоимец на виселице? Пётр Первый же в назидание чиновникам тех времён запрещал снимать и хоронить труп казнокрада несколько месяцев. А такой памятник и нашим коррупционерам в центре Омска был бы неплохим напоминанием о соблюдении Чести, Совести и Достоинстве.
4
1
омич05.10.2023 21:25:54
необходимо обьявить мораторий в крепости на 10 лет--дабы заинтересованные персонажи успокоились
5
0
22516.10.2023 21:11:35
Коновалов, вот только твоей крепости нам сейчас не хватало.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru