С миллиардером по поводу проекта «Омск-Федоровка» встречался еще Александр Бурков.
Сообщение о том, что занимающий 24-е место в списке российского Forbes с состоянием $ 6,8 млрд председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг может профинансировать 42-миллиардную реализацию мнострадального проекта аэропорта «Омск-Федоровка» не стало сенсацией. Если миллиардер реально это сделает, то проект может изменить судьбу Омска, но просто «утечка» о том, что какой-то инвестор выразил такую готовность — не новость. Любопытной стала только гигантская сумма, ранее обсуждали цифры в разы меньше.
Последние лет семь регулярно в информационном пространстве появлялись сообщения о том, что кто-то хочет построить «Федоровку». Так, в 2017 году еще тогдашний губернатор Омской области Виктор Назаров в Москве, как сообщалось, провел переговоры «с неизвестным инвестором», готовым вложить в «Федоровку» 9 млрд рублей…
В качестве интересующихся проектом обычно называли пару инвесторов, собирающих региональные авиазулы — «Управляющая компания «Аэропорты регионов» того же Вексельберга и холдинг «Новапорт» Романа Троценко, который как-то заявлял о готовности вложить в новый омский аэропорт 11 млрд рублей и построить его за четыре года…
В 2019 году перспективы строительства аэропорта «Омск-Федоровка» уже Александр Бурков, будучи главой региона, обсуждал с Виктором Вексельбергом. Встреча состоялась в ходе Восточного экономического форума во Владивостоке. Бурков тогда прокомментировал это так: «Сегодня на встрече мы обсуждали степень их участия, объемы финансирования, сроки и дальнейшее взаимодействие с федеральными правительственными органами. Потому что без участия федерального центра, без финансовой поддержки этот вопрос не решить на уровне региона и с одним частным инвестором». При этом тогда речь шла о сумме вдвое меньшей, чем сейчас: «Для нас важно, кто из инвесторов предложит наибольшую сумму инвестиций и наименьшую стоимость авиаперелета. Сумма достаточно большая — более 20 млрд руб., потому что придется, к сожалению, перестраивать всю взлетно-посадочную полосу, все аэронавигационное оборудование, здания. Сегодня есть земельный участок, дороги к нему подведены и часть сетей. Но тот объект, который был построен на 82% — аэропорт Федоровка, он, к сожалению, пришел уже в негодность».
В 2018 году глава тех же «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский заявлял, что заинтересован в строительстве международного аэропорта «Омск-Федоровка».
— В случае с омской Федоровкой унаследовать из созданной в советское время инфраструктуры можно будет только основание под элементами аэродрома, подъездную дорогу и часть магистральных сетей. Все остальное подлежит сносу. Реализация проекта существенно осложняется отсутствием в федеральных программах средств на реконструкцию аэродрома. Раньше считалось, что восстановление аэродрома потребует лишь капремонта, сейчас мы практически уверены в необходимости полной реконструкции полосы, которая более 20 лет не эксплуатировалась. Все это оказывает влияние на объем инвестиций, который, по нашим оценкам, составит около 15 млрд руб., — рассказал он газете «Коммерсант».
— Финансирование всей программы частным инвестором, безусловно, окажет давление на тарифы, которые могут убить авиационную мобильность. Этот проект нужно реализовывать только в рамках софинансирования со стороны региона или РФ. В целом, принимая во внимание потенциал развития региона и наш опыт по реализации гринфилд-проектов, с учетом возможности привлечения бюджетного финансирования мы заинтересованы в его реализации, — резюмировал топ-менеджер.
После того, как на днях, 12 января, новый губернатор Омской области Виталий Хоценко заявил, что инвестор у аэропорта «Омск-Фёдоровка» есть, но не назвал его, загадочно подчеркнув, что это «самый крупный инвестор страны», некоторые СМИ выдали инсайды. «Суперомск» заявил, что речь идет о созданном фирмой Вексельберга АО «Аэропорт Кольцово» некоем ООО «Омскаэроинвест». По информации «КВ», новый инвестор готов без какого-либо бюджетного финансирования построить аэропорт «Омск-Фёдоровка» под ключ. Причем стоимость ТЭО предпроекта даже 50 млрд рублей.
Пресс-секретарь губернатора не ответила конкретикой на вопрос БК55, кто выбран инвестором: «Попозже мы скажем».
Пишут, что инвестор собирается возводить аэропорт за счёт собственных средств, однако с 2028 по 2032 год сможет претендовать на возмещение 40% затрат из федерального и регионального бюджетов. Проект постановления правительства РФ о строительстве «Омск-Фёдоровки» сейчас находится на согласовании в Минфине, уже одобрен Минэком, Минстроем, ФАС России.
Для экспертного сообщества традиционен скептицизм по поводу возможной окупаемости проекта «Омск-Федоровка». Со времен экс-губернатора Леонида Полежаева, который первым активно начал выступать за вынос авиаузла в пригород, считается, что инвестора реально может заинтересовать земля под действующим аэропортом «Омск-Центральный». Логика такая: раз аэропорт из Кировского округа убирают, там территория освобождается, и этот пустырь отдают под застройку жильем инвестору «Омск-Федоровки» как компенсацию за затраты. Только может произойти это, конечно, после ввода в строй нового объекта. Юридическая проблема может быть в том, что земля сейчас, насколько известно, федеральная. Другой вопрос — сопоставима ли ее стоимость с заявленным объемом инвестиций?
Можно ли предположить, что советники Вексельберга действительно заинтересовались гигантским участком земли на Левом берегу, где сейчас находится аэропорт? Омский регион считается в России территорией, все еще испытывающей дефицит застройщиков. А в империи Вексельберга есть компании по строительству жилья. За последние годы такое строительство в Омске из-за резкого роста цен на квартиры стало крайне выгодным проектом и привлекает иногородних застройщиков. Коллега Вексельберга по «олигархическому цеху» Владимир Евтушенков недаром зашел в Омск и застраивает территорию в нескольких километрах западнее территории действующего аэропорта.
Жилищный проект, конечно, может быть лишь одной из версий прихода в Омск миллиардера. У Виктора Вексельберга немало проблем. В конце 2020-го бизнесмен признавался журналистам, что на его счетах в США и Швейцарии заморожено более $1,5 млрд. В марте 2022 он попал под новые санкции США и Великобритании. Принадлежащая бизнесмену 78-метровая яхта Tango (2011 год постройки, стоимость около $100 млн) в апреле 2022 года была арестована испанскими властями в порту Пальма-де-Майорка, писали СМИ.
С другой стороны, эти ограничения, возможно, побуждают больше инвестировать внутри страны. Его компания «Хевел» давно работает в Омской области, строя солнечные электростанции. Намерения бизнесмена в авиаотрасли будут ясны со временем.