В конце ушедшего года календарь юридического сообщества России отметил самое значимое событие года — подведение итогов одиннадцатого всероссийского рейтинга Право300.RU. По итогам суровой борьбы за лидерство и профессиональное признание АБ «Адвокатское партнерство Андрея Хабарова» в одиннадцатый раз подтвердило свой статус одного из ключевых участников юридического рынка, заняв верхнюю строчку в региональном рейтинге по уголовному праву, одной из самых конкурентных номинаций.
Примечательно, что претендентами на титул стали более 600 адвокатских фирм, каждая из которых была обязана представить на рассмотрение экспертной комиссии от пяти до десяти уголовных дел. АБ «Адвокатское партнерство Андрея Хабарова» по традиции не пошло на компромиссы и представило максимальное количество проектов — десять защит по уголовным делам.
Партнер Екатерина Беспалова при получении диплома
Углубиться в детали очередного фантастического успеха этого Адвокатского бюро нам помог его основатель, Андрей Хабаров, рассказавший, кроме прочего, еще и о тенденциях уголовной политики в 2024 году.
— Андрей Евгеньевич, ваше бюро в 11-й раз кряду подтвердило еще и результатами рейтинга Право300.RU завидное мастерство в защите интересов клиентов. Насколько я понимаю, выбор 10-ти дел для рейтинга — процесс непростой: какие критерии позволили определить, что должно остаться в этом списке?
— Право300.RU строго регламентирует категории дел, которые могут быть представлены для участия в рейтинге. Это дела, связанные с экономическими, налоговыми и должностными составами преступлений. Таковы правила, и они ограничивают наш выбор.
Но для Партнерства здесь проблем нет, т. к. эти категории дел составляют основу нашего «портфеля» защит. Выбирать есть из чего. Критерии для отбора дел обусловлены тем, что учитывает экспертный совет рейтинга при оценке представленных проектов.
Это: публичность, резонансность дела; влияние на правоприменительную практику; эффективность результата защиты для клиента, в том числе сохранение личной свободы, бизнеса, имущества; инновационность защиты (применение новых норм законодательства для целей защиты, реализация новых подходов к проведению защиты, уникальность защиты, исходя из сложившейся практики); использование при защите компетенций в нескольких отраслях права, масштаб и значимость клиента.
При этом мы стремимся к тому, чтобы каждое дело, которое мы представляли, стало не просто примером успеха в защите (тем более, что в уголовной практике успех — вещь неоднозначная по своим критериям), но еще и отражало бы глубину знания уголовного и процессуального законов и нашу способность их применения в самых сложных и нестандартных случаях.
Если хотите, эти дела — наша визитная карточка, они показывают, как способность к юридическому творчеству, так и приверженность высоким стандартам защиты.
— Среди критериев, которыми при оценке проектов руководствуются эксперты рейтинга, Вы назвали результаты защиты для клиента. Насколько результат значим для конечной оценки, и какие результаты были у дел, представленных от Партнерства на рейтинг 2023 года?
— Конец, как известно, делу венец. Результат, безусловно, значим для места в рейтинге, но применительно к уголовному праву не является всеопределяющим.
Что касается результатов защит в актуальном рейтинге, то одна из них завершились оправдательным приговором, четыре прекращением уголовного преследования, а еще по одной дело было возвращено прокурору для дополнительного расследования. По двум делам были вынесены обвинительные приговоры с применением ст. 64 УК РФ с назначением наказания ниже низшего предела, одно дело получило развитие в кассационной инстанции, где обвинительный приговор был изменен в весьма благоприятную для подзащитного сторону. Десятое дело находится на повторном судебном рассмотрении.
По географии защит, четыре — иногородние, остальные — омские.
Адвокат Андрей Хабаров защищает генерала Митрофанова
— Федеральные СМИ многократно писали про так называемое дело «растраченных» — уголовное дело, возбужденное по заявлению сына Генпрокурора РФ Артема Чайки в отношении его бывшего бизнес-партнера Сергея Вильшенко и топ-менеджеров нерудного карьера «Бердяуш». Последние публично заявляли, что уголовное дело было необходимо Чайке, чтобы не платить 80 млн. долларов США за долю Вильшенко в карьере. Вы и партнеры бюро принимали непосредственное участие в их защите. Это дело выставлялось на рейтинг и имеет ли оно свое завершение?
— Да, защита по этому делу была представлена на рейтинг. После того, как Второй кассационный суд общей юрисдикции отменил по жалобам защитников обвинительный приговор и апелляционное определение Мосгорсуда его засилившего, дело было возвращено в Чертановский районный суд г. Москвы, а оттуда по решению суда — в Генеральную прокуратуру РФ, в связи с существенными нарушениями закона, препятствующими его рассмотрению в суде.
Генеральная прокуратура пробовала обжаловать возврат дела на дополнительное расследование, но безуспешно. В итоге дело вернулось туда, где было «рождено» — в Следственный департамент МВД РФ. Там его соединили со вторым делом в отношении наших подзащитных. В обвинении речь шла о хищении у АО «РЖД» 1,3 млрд. рублей в составе преступного сообщества.
По замыслу инициаторов уголовного преследования, больше похожего на личную вендетту, второе уголовное дело с такими особо тяжкими квалификациями должно сделать нахождение обвиняемых на свободе ближайшие лет десять больше вопросом теоретическим.
Но очень трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. По итогам дополнительного расследования уголовное преследование наших подзащитных по преступному сообществу, хищениям у АО «РЖД», легализации и другим статьям УК РФ было прекращено в связи с отсутствием в их действиях состава преступления. По вернувшемуся из суда делу квалификация была изменена на преступление средней тяжести и уголовное преследование прекращено за истечением срока давности.
Так завершилась защита, длившаяся шесть лет.
— Федеральные СМИ писали, да и Вы ранее в интервью заявляли о больших сложностях в защите по этому делу, «вселенском административно-правовом ресурсе», в нем задействованном.
— В ходе защиты много чего было, в том числе и уголовное преследование в отношении нашего коллеги, выходца из омской адвокатуры Александра Лебедева. Он был вторым защитником Екатерины Краснихиной — матери двух малолетних детей, один из которых родился у нее в СИЗО.
Обвинение ошибочно рассматривало ее как слабое звено. Им край как нужен был досудебщик. В целях ослабления ее защиты в отношении Александра Лебедева по надуманным основаниям было возбуждено уголовное дело о фальсификации доказательств по уголовному делу, впоследствии переквалифицированное на воспрепятствование правосудию (ч. 1 ст. 294 УК РФ). Не вдаваясь в подробности (об этом много было написано в свое время), скажу, что, по факту, нашему внешнему партнеру было вменено профессиональное выполнение своих процессуальных полномочий по защите клиента. Следует сказать, что его защиту согласился принять на себя вице-президент ФПА России Генри Маркович Резник, который довел ее до полной победы — оправдания незаконно привлеченного к уголовной ответственности коллеги. Оправдательный приговор прошел проверку всеми судебными инстанциями и был ими подтвержден.
— А что насчет дела другого вашего именитого подзащитного — Калинина? Выставлялось ли его дело на суд экспертной комиссии рейтинга?
— Нет. Я не являюсь защитником Сергея Петровича с 2019 года. По поступлению дела в ГСУ СК РФ меня отвели от защиты постановлением следователя. Обжалование этого решения ни к чему не привело.
— В прошлом году Вы рассказывали об успехах бюро в формате суда присяжных. Выставлялись ли эти дела для рейтинга?
— Увы, нет. Они не проходят по критериям отбора по той причине, что по действующему законодательству экономические, налоговые и должностные составы преступлений не подсудны судам присяжных.
Хотя показать было что. В прошедшем году мы добились нескольких оправдательных вердиктов, а по одному делу даже несколько раз.
По делу нашего подзащитного, обвинявшегося по ч. 4 ст. 111 УК РФ, которое рассматривалось в Нагатинском районном суде г. Москвы, партнеру Беспаловой Екатерине Сергеевне удалось доказать присяжным невиновность подзащитного три раза. Разными коллегиями присяжных оправдательный вердикт был вынесен трижды. Причем, если при первом рассмотрении голоса присяжных распределились: 4 — оправдать, 2 — признать виновным, то во втором и третьем процессе решение об оправдании было единогласным.
Особенно тяжело дался третий вердикт.
Председательствующий судья в жутком стремлении не допустить очередного оправдания подсудимого, позволял себе по ходу ведения процесса немыслимые поступки, имеющие одну цель — воспрепятствовать защитнику в представлении присяжным доказательств невиновности подзащитного. Зачастую это переходило границы не только судейской, но и общечеловеческой этики. Но это не повлияло на закономерный результат. Присяжные все тонко и точно чувствуют в процессе.
Такое поведение судьи, по моему мнению, лишь только укрепило их во мнении о невиновности подсудимого.
— Что нового в уголовной политике России, по Вашему мнению, следует ждать в 2024 году?
— Уголовная политика — есть часть общегосударственной политики. Она достаточно точно отражает намерения государственной власти в экономической, внутриполитической, нравственной и других сферах общественной жизни.
Из основного.
Без всякого сомнения, продолжится формирование практики выявления уклонения от уплаты налогов путем дробления бизнеса. Эта практика станет для налогоплательщика столь же безвариантной, каковой к настоящему времени стала «потеря» НДС в цепочке контрагентов.
Дальше налоговые и правоохранительные органы займутся вопросами налогообложения по сделкам на маркетплейсах. Рабочая группа в ФНС уже разрабатывает методические подходы проверок в этом перспективном для пополнения бюджета секторе экономической деятельности.
Следующим в очереди франчайзинг. Но это скорее в 2025 году. Не следует забывать, что временная глубина таких проверок — три финансовых года.
По полной начнет развиваться уголовная практика по схемам получения необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции. Сама методика выявления таких схем была разработана ФНС России уже к 2012 году. Но успешная коллаборация налоговых и правоохранительных органов по этой проблематике в отношении крупных представителей алкогольного рынка сложилась только к концу 2023 года.
Параллельно «вывернуть карманы» предложат табачникам. За последние несколько лет Минфином и ФНС России сформированы все необходимые условия для эффективного налогового контроля за игроками в этом денежноемком виде бизнеса, включая вейп-индустрию.
В федеральном бюджете в плановый период 2024–2025 гг. предусматривается дополнительная статья дохода — «повышение собираемости и улучшение администрирования акцизов на табачную продукцию». В этих целях приняты изменения и дополнения в различные законы РФ, направленные на усиление контроля за оборотом и производством табака и никотинсодержащей продукции, а ФЗ № 203 «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» от 13.06.2023 фактически устанавливает госрегулирование табачного рынка, схожее с регулированием рынка алкоголя. В том числе введена уголовная ответственность за незаконное производство, поставку, хранение нелегальной табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.
Он еще не начал действовать (с 01.04.2024), а Бюро уже подготовило заключение по уголовному делу, поступившему из г. Брянска о преступном сообществе, завозившем табачные изделия из Белоруссии и распространявшем их в 73 регионах России. Так что практика уже пошла.
Продолжится начавшееся весной ушедшего года формирование практики по так называемому инфобизнесу. Причем речь идет не только о выявлении схем ухода от уплаты налогов. В настоящее время это уже больше вопрос технический.
После отработки центральными аппаратами СК и МВД РФ методики выявления и расследования на делах знаковых в этом бизнесе персон, ее применение начнется в среднем секторе этого бизнеса, который по своей крикливой природе так устроен, что сам просится на проверку.
Полагаю, что набирающий в обществе силу социальный запрос на справедливость, категорическое непринятие публичного выпендрежа, раздражение относительно многомиллионных заработков на обещаниях всего хорошего, может привести к дополнительным уголовно-правовым квалификациям такой деятельности, как мошенничество, незаконное предпринимательство и ряда других составов преступлений. Ситуация схожа с той, что в недавнем прошлом, например, имела место относительно деятельности курсов, обучающих граждан заработкам на Forex.
Их организаторы еще и на сегодняшний день отбывают наказание за вселенные в покупателей услуги ложные надежды на создание успешного бизнеса и быстрые сверхдоходы.
Следует ждать первых уголовных дел за нарушение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, условий государственного контракта или договора по государственному оборонному заказу.
Это относительно экономики, налогов и управления.
Теперь что касается сохранения традиционных национальных и семейных ценностей.
После известного решения ВС РФ о признании международного общественного движения ЛГБТ экстремистской организацией, уголовно-правовая практика по экстремистским статьям неизбежно расширится и углубится. Отсутствие на сегодняшний день сколько-нибудь внятных критериев отнесения того или иного к данному разноцветному движению, может породить злоупотребления со стороны правоохранителей и судебные ошибки. Влияние состоявшегося высокого судебного решения на культурный контекст общественной жизни и искусство будет очень серьезным, фактически реформаторским. Поэтому радугой лучше любоваться только на небе и желательно в одиночку.
И Вы бы сейчас не улыбались на мои слова, если бы знали, во сколько раз увеличилось количество заявлений граждан, поступивших в подразделения по противодействию экстремизму в течение ушедшего 2023 года.
Адвокатское партнерство
АНДРЕЯ ХАБАРОВА: