Казалось бы, надзорные ведомства Омской области уже разобрались в ситуации, но проблема так и не решена.
БК55 снова возвращается к одной из проблем чудесного города Калачинск, что постоянно умудряется прославиться какими-то происшествиями. В этот раз — снова про кисломолочные отходы.
Напомним, в чём было дело. Город наполнялся едкой вонью, источником которой оказались ООО «Сыродел» и ООО «Сибторг».
Организации занимались сливом отходов своего производства прямо в чистом поле, причём по согласованию с районной администрацией.
- Завод-призрак: кто травит Калачинск отходами молочного производства?
- Словно ничего и не было: «Сыродел», несмотря ни на что, продолжает травить Калачинск кисломолочной вонью
Казалось бы, виновные всем известны, время навести порядок и вернуться к обыденной работе, но без нарушений. Не тут-то было.
С приходом 2024 года ситуация нисколько не изменилась, а едкая вонь продолжает заполонять северную часть Калачинска и село Воскресенка.
Депутат Калачинского горсовета Виталий Поддубиков рассказал БК55, что лично выехал на «место происшествия» и обнаружил, что из трубы за топью продолжает вытекать белая дурнопахнущая жидкость. Отметим, что ещё в прошлом году на место выезжали специалисты из областного Минприроды и установили, что имеет место превышение ПДК сероводорода, а Росприроднадзор привлёк причастных к ответственности.
На основании протокола биотестирования отходов и экспертного заключения от 29.09.2023 установлено, что водная вытяжка из исследованной объединенной пробы отхода на обследованном участке оказывает острое токсическое действие на тест-объекты Daphnia magna Straus и Scenedesmus quadricauda (Turp.) Breb. В соответствии с Критериями отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждёнными приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 исследованный отход относится к IV (четвёртому) классу опасности.
Молочные реки, кисельные берега. Метафора была бы хорошей, если бы не одно «но».
При этом выручка у ООО «Сыродел» растёт ударными темпами. За 2023 год у организации, по информации из открытых источников, собственно выручка выросла до 185,7 млн руб., на 200%, а чистая прибыль — до 2,6 млн рублей, на 299%.
А вот что считают органы государственного регулирования на этот счёт. Если быть точным, то Росприроднадзор.
По результатам проверки установлены факты несоблюдения ООО «Сибторг» установленных требований законодательства и не выполнение обязательных мероприятий по охране земель, выразившееся в загрязнении земельного участка с кадастровым номером 55:34:031001:1.
В ходе проверки деятельности ООО «Сыродел», установлено что юридическое лицо осуществляет деятельность на объекте НВОС № 52-0154-002687-П в отсутствие Декларации о воздействии на окружающую среду. На территории предприятия установлено наличие отходов, образующихся в ходе производственной деятельности, не учтенных в программе производственного экологического контроля, не разработаны паспорта на все виды отходов.
По итогу надзорные органы раздали предписания нарушителям и привлекли юрлица к административной ответственности. Во всяком случае, об этом они сообщили депутату Поддубикову в ноябре прошлого года. А по факту предприятия продолжают работать в своё удовольствие, закрыв глаза на свои собственные нарушения.
Любопытно, что за районной администрацией, которой принадлежит пресловутый участок, и у которой он был взят в аренду, никаких телодвижений замечено не было. То есть отходы чьего-то молочного производства спокойно льются на землю с кадастровой стоимостью 27 млн рублей, а потом это кому-то надо будет рекультировать.
За чей счёт гуляем, спрашивается?
А вот и сама труба, из которой вытекает зловонная белая жижа.
Тут стоит отметить, что, по словам депутата Поддубикова, представление о рекультивации пострадавшего участка уже направлялось. Реакции нет, а запрещённый сброс отходов продолжается. Как ранее упоминалось в предыдущих материалах, гендиректор «Сыродела» Марат Бакуров честно признался, что всё сделано по согласованию с главой администрации Мецлером.
Возникает вопрос: а просто ли так районная управа закрывает на эту ситуацию глаза, или у кого-то есть некий, скажем, коммерческий интерес в виде «вознаграждения» за способствование чьему-то бизнесу? Пока Виталий Поддубиков в очередной раз раскручивает маховик бюрократической машины, направляя обращения в Росприроднадзор и в прокуратуру, кто-то явно получает за сомнительные разрешения неплохие деньги.
Ведь, как известно, в Калачинске можно делать что угодно, потому что…
Павел Астремский
ОТ РЕДАКЦИИ: Однако, если смотреть на проблему шире, то надо признать, что калачинская компания «Сыродел» с ее оборотом под 200 миллионов и прибылью около трех миллионов, в принципе, не способна решить проблему с очистными сооружениями для этого вида бизнеса, выпускающего востребованную на рынке продукцию и обеспечивающего город рабочими местами.
Что делать?
Можно, конечно, строчить предписания, выписывать предприятию штрафы за ущерб экологии или даже прикрыть бизнес, но справедливо ли это?
Нет, не справедливо, потому что речь идет об инфраструктурном объекте, проблему отсутствия которого должны решать власти региона, если у них, конечно, есть план развития экономики в этом втором по величине населенном пункте Омской области. В самом деле, возведение за бюджетные деньги в Калачинске такого крупного инфраструктурного объекта, как очистные сооружения, могло бы стать отличным стимулом для малого и среднего бизнеса развивать именно здесь производство продуктов питания, не опасаясь штрафов за вредные выбросы.
Но для этого властям надо учиться работать на перспективу, уходя от повсеместной практики, когда бизнес, чтобы выживать, должен что-то нарушать и быть «крайним».