Ирина Касьянова рассказала депутатам, как врачебные нарушения приводили к смерти больных.
Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Омской области сообщили, что им так же, как и другим омичам, доводилось находить в своих личных кабинетах на Госуслугах не оказанные им медицинские услуги. Об этом пишут «Коммерческие вести».
Ранее омский минздрав объяснялся в публичном поле, что такие случаи были редкими. А виновные найдены и понесут ответственность.
Но у этого явления, как выясняется, гораздо больший масштаб.
Как сообщила в своем докладе омскому Заксобранию омбудсмен Ирина Касьянова, некоторые случаи прямо кричат о нарушениях в сфере здравоохранения, допущенные в нашем регионе.
Например, к уполномоченному обратился омич Ф. — его жена лечилась от онкологического заболевания в омских больницах. Но умерла в апреле 2023 года. На все жалобы омича минздрав ответил, что не видит в этом случае признаков некачественного или несвоевременного оказания медицинской помощи.
В этом выводе омич усомнился и обратился к уполномоченному по правам человека. Со стороны уже этого ведомства последовала экспертиза качества медицинской помощи, оказанной пациентке.
«Итоги которой оказались иными», — подчеркивает Касьянова.
Так, эксперты пришли к выводу, что имелись нарушения прав гражданина на качественную медицинскую помощь. В частности, нарушались стандарты медицинской помощи по профилям «онкология» и «неврология». Страдающей от болей пациентке не могли подобрать обезболивающие препараты. Нарушалась преемственность в оказании медицинской помощи.
«Заявителю Ф. была оказана исчерпывающая юридическая помощь для реализации своего права судебной защиты», — сообщила омбудсмен.
Не получил своевременной помощи и омич-ветеран боевых действий. И здесь все тоже закончилось смертью пациента — он умер в БСМП № 1.
«Ветеран боевых действий Ш., 1948 года рождения, ранее обращался с жалобой на затягивание сроков оформления документов на МСЭ, с которой он столкнулся в поликлинике БУЗОО «Городская больница № 9».
После консультации Уполномоченного и обращения заявителя в страховую медицинскую организацию, экспертами качества был выявлен ряд серьезных дефектов качества оказания медицинской помощи на предшествующем этапе его стационарного обследования, препятствующих своевременной подготовке необходимых документов врачебной комиссией медицинской организации, к которой он был прикреплен по месту жительства», — сообщила омбудсмен.
После этого ветерана пришлось срочно госпитализировать в стационар БУЗОО «ГК БСМП № 1», где он скончался.
Последовала внеплановая мультидисциплинарная проверка со стороны страховой медицинской организации.
Были обнаружены нарушения, которые и привели к ухудшению состояния здоровья пациента, или же грозившие прогрессированием имевшегося заболевания. А в медицинской документации не было результатов обследований. Но были признаки искажения сведений — дописки, исправления, «вклейки». А также полное переоформление с искажением сведений о проведенных диагностических и лечебных процедурах.
Уполномоченный не раз в своих докладах подчеркивала: недопустимо нарушать нормы Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
«Однако в очередной раз приходится констатировать, что необоснованное взимание оплаты с граждан, обращающихся за медицинской помощью в бюджетные учреждения Омской области, до сих пор имеет место», — сообщает Касьянова.
Например, страховые медицинские организации сообщают о таких случаях в БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», БУЗОО «Большереченская ЦРБ», БУЗОО «Одесская ЦРБ», БУЗОО «Омская ЦРБ», БУЗОО «Усть-Ишимская ЦРБ», БУЗОО «Калачинская ЦРБ», БУЗОО «Городская поликлиника № 8» и др.
В некоторых случаях больницы добровольно компенсировали расходы пациентов. Но есть и другие примеры, когда возврата своих денег пациенты требовали уже в суде.
Например, в конце 2023 — начале 2024 года в ряде федеральных СМИ была обнародована информация о «приписках в омских больницах». По данным прокуратуры, проверка со стороны надзорного ведомства показала: в ряде больниц были найдены записи в электронных картах пациентов о медицинских услугах, которые на деле им не оказывались.
Как сообщили уже в страховых медицинских организациях, такие случаи зафиксированы в БУЗОО «ГБ № 17», БУЗОО «ГКБ № 11», БУЗОО «ГК БСМП № 2», БУЗОО «ГП № 1», БУЗОО «МСЧ № 9» и ряде других больниц и поликлиник. Это случалось в учреждениях как Омска, так и Омской области.
«Напомним, что на факты приписок, в частности при проведении диспансеризации взрослого населения, Уполномоченный указывал в своих докладах за 2013 и 2014 годы. Однако складывается впечатление, что этот сигнал не был воспринят всерьез», — сказано в докладе.
Но в региональном минздраве ситуацию пытаются выдать за «единичные случаи» и «человеческий фактор». Между тем, ТФОМС регулярно публикует данные о конкретных суммах штрафов, наложенных на больницы и поликлиники за предоставление недостоверных данных. А в итоговой информации о работе в 2022 году, после изучения жалоб пациентов, ТФОМС прямо указывает: в числе «прочих» причин, большинство жалоб связано с отражением на портале Госуслуг информации о фактически не оказанных медицинских услугах.
В этом могли убедиться и сами сотрудниками аппарата омбудсмена, лично. Так, при запросе данных из личных кабинетов на портале Госуслуг они тоже получили информацию о неких медицинских услугах. Которые им не оказывались.
Информация об этом была передана в соответствующие страховые медицинские организации.
Остается добавить, что в 2023 году было разрешено более 700 жалоб по вопросам нарушения законов о здравоохранении. Таковы данные областной прокуратуры.
Чаще всего люди жаловались на нарушения порядка оказания медицинской помощи, несоблюдении сроков проведения диагностических исследований, получения консультаций врачей-специалистов.
Всего за минувший год прокуроры обнаружили 2,2 тыс. нарушений законов. Было внесено более 600 актов прокурорского реагирования. 552 должностных лица пришлось привлечь к дисциплинарной и административной ответственности.
«Подобное положение дел в социально значимой отрасли региона не может не тревожить и должно послужить основанием более серьезного подхода к совершенствованию внутреннего контроля качества в подведомственных Минздраву Омской области медицинских организациях. Об этом неоднократно указывалось в рекомендациях Уполномоченного региональному органу управления здравоохранением», — сказано в докладе омского омбудсмена.