Уникальное для города, где нет консерватории, явление – Омский Международный конкурс скрипачей имени Янкелевича вот уже в третий раз подводит свои итоги. Задумка экс-губернатора Леонида Полежаева увековечить имя нашего земляка, замечательного педагога Юрия Исаевича Янкелевича нашла своё воплощение в мероприятии, по большому счёту, беспрецедентном. Ведь даже на престижнейшем конкурсе имени королевы Елизаветы в Бельгии хорошие скрипки победителям не дарят – дают в аренду поиграть. Омск, подобно нефтяной державе, решил «переплюнуть» Европу, предоставив молодым талантливым скрипачам возможность вспоминать об этаком культурном «эльдорадо», играя на инструменте, «выигранном» в Омске. Нынешнюю скрипку мастера Гаэтано Антониацци Спиваков выбрал из 27 примерно одинаково хороших. «Уровень конкурсантов был высок», – уверенно заявил БК55 экс-главный дирижёр Омского симфонического оркестра Евгений Шестаков. Это показатель того, что конкурс скрипачей в «нескрипичном» мегаполисе завоевывает свою нишу. Можно гордиться тем, что к нам в Омск приезжают биться за главный приз участники уже с регалиями лауреатов престижнейших конкурсов. На неделю Органный, а теперь и новый Концертный залы становятся меккой для тех, кто бескорыстно посвятил себя музыке. Несомненно одно – Омск в это время живёт конкурсом.
Однако на этом фоне губернские власти и прежде всего глава региона Виктор Назаров демонстрируют омичам даже не отстраненность, а скорее плохо скрытую враждебность. Как объяснить отсутствие губернатора на открытии международного конкурса Янкелевича? Или почему Назаров так и не появился на торжествах, связанных с его закрытием? У мировой звезды Владимира Спивакова нашлось время в напряженном графике, чтобы лично приехать в Омск. А вот «наш» предпочел «рабочую» поездку в деревню. Неужели не понимает, что с именем Полежаева, организатором омского конкурса скрипачей, связано не только плохое… Не только развал экономики и коррупция. Неужели надо иметь особое мужество, чтобы сказать спасибо человеку, кстати, своему предшественнику, возродившему этот Органный зал – настоящую омскую жемчужину… Или этот конкурс во главе с великим музыкантом Спиваковым. Добавим сюда уникальный Омский музей изобразительных искусств, библиотеку имени Пушкина, Концертный зал и, конечно же, многочисленные омские театры. Что делать с этим наследием Полежаева? Конечно же, развивать, превращая Омск в одну из европейских театральных столиц. Увы, у наших губернских чиновников, видимо, своя логика: нельзя поддерживать, а тем более развивать эти полежаевские проекты. И прежде всего потому, что они ПОЛЕЖАЕВСКИЕ! Кстати, именно так поступал и сам ЛКП, получивший в 90-х от легендарного секретаря обкома Манякина преуспевающую деревню с ее обученными кадрами, солидной материальной базой, черноземами и солнцем. В полежаевских энциклопедиях не всегда находилось место манякиным... Экс-губернатор, потративший миллиарды рублей на самовозвеличивание, умел мстить своим политическим оппонентам, в том числе и предшественникам, имевшим заслуги перед омичами.
Нынешний конкурс начался со скандального заявления регионального министра культуры Лапухина о том, что они «плохо занимались спонсорством». Что, «если бы к ним выстроилась очередь из меценатов, желающих профинансировать это мероприятие, они были бы не против». Эти слова при всей их безобидности есть циничное признание того, что омский конкурс существует исключительно на деньги налогоплательщиков. И никакие меценаты, способные, кстати, поднять значимость этого конкурса, придать ему общественное звучание, на самом деле назаровскому правительству не нужны. А все потому, что это будет косвенным признанием заслуг бывшего губернатора Полежаева.
Будут ли сделаны выводы? Иначе говоря, способны ли омские власти согласиться с маэстро Спиваковым, публично поблагодарившим губернатора Полежаева за благое дело. Да, за Международный конкурс скрипачей имени нашего соотечественника Ю.И. Янкелевича!