Водочный магнат Андрей Стрелец продал принадлежащую ему сеть супермаркетов «Астор» новосибирской компании «Холидей Классик». На поиск покупателя для пятнадцати супермаркетов ушло почти три года. Мыслями о том, каким образом изменит рынок столь крупная сделка, поделился с БК55 гендиректор «ТД Шкуренко» Виктор Шкуренко.
- Виктор, некоторые поставщики отрицательно оценивают развитие крупных иногородних сетей в Омске, с чем это связано?
- Для поставщиков это, конечно, плохо. «Астор» в первую очередь был ориентирован на местную продукцию, и его ассортимент был шире, особенно если сравнить его, например, с «Холди». К тому же «Холидей» напрямую работает с новосибирскими поставщиками. Но, с другой стороны, есть предположение, что оборот сети вырастет, тогда поставщики выиграют за счет этого.
- По большому счету крупных омских сетей в городе почти нет, как вы оцениваете такую экспансию со стороны иногородних ритейлеров?
- До покупки «Астора» «Холидей» все равно был одним из лидеров, поэтому сейчас его позиции только слегка укрепятся, но развиваться дальше будет гораздо сложнее: время, когда они скупали местные сети, заканчивается. Говорить, что местные ритейлеры проигрывают федеральным, неправильно, по обороту мы им не уступаем. У Шадрина (Дмитрия, гендиректора ГК «Наш магазин» прим. ред.) оборот вырос за год на 40%, у моего «Низкоцена» - на 60%. Сегодня ситуация такова, что дальше выигрывать будет тот, кто строит что-то новое.
- Выиграют ли от этой сделки омичи?
- Омичи могут выиграть что-нибудь, если откроется новый магазин на пустом месте. А так они просто будут ходить в супермаркет с другой вывеской. Если на месте «Астора» будет «Холидей», то разница будет почти не ощутима, если «Холди», то выиграют люди с достатком ниже среднего.
- Стороны не разглашают цену сделки, как оцениваете ее вы?
- Я считаю, что это примерно 0,8-1,1 миллиарда рублей. «Астор» хоть и продавался тихо, но вел при этом переговоры со всеми крупнейшими игроками, в том числе и с нами. Мы отказались, потому что хотим развивать другой формат - «компактные гипермаркеты» типа «Победы» или «Низкоцена». К тому же от нас сделка на такую сумму требует большей ответственности, чем от «Холидея».
- Почему у отличника Стрельца с его успешным водочным бизнесом не получилось заниматься ритейлом?
- Мнение о том, что Стрелец проиграл, решив продать «Астор», - заблуждение. 95% денег приносит ему алкоголь, поэтому ритейл никогда не был для него профильным. Нельзя говорить, что он «сдался», потому что он и не воевал, не вкладывал большое количество сил и энергии в этот бизнес. Это то же самое, как если я продам свою баню, которая не является значимой частью моего бизнеса.
- Реально ли сеть была убыточной?
- Это тоже заблуждение. Убыточной она стала только в последний год, но без подробного анализа я не могу сказать, насколько серьезны эти убытки.
Олеся Мельник