Российская экономика в этом году резко притормозила, что вынудило власть говорить об угрозе рецессии, а минэкономики - снизить дважды за год основные оценки роста в 2013-2016 годах.
Руководство страны лихорадочно ищет способы стимулировать затухающий рост, однако долгосрочный прогноз ведомства показывает, что существующая зависимая от нефти структура экономики будет сохранена, а часть выборных обещаний президента РФ Владимира Путина останется на бумаге.
В качестве базового варианта министерство выбрало, как и в случае с трёхлетним прогнозом, консервативный сценарий, тогда как при рассмотрении правительством в марте основным считался чуть более радужный «инновационный».
«Мы считаем, что это более реалистичный подход, который позволяет учесть риски, связанные с исчерпанием модели восстановительного роста», - сказал на брифинге глава минэкономразвития Алексей Улюкаев.
При этом даже достижение низких темпов роста потребует усилий.
«В предстоящие 20 лет экономика не сможет вернуться на траекторию роста 2000-2008 годов, и даже сохранение более низких темпов роста будет требовать существенных реформ, способных создать благоприятную бизнес-среду для привлечения инвестиций, повысить роль инновационного развития, создать гибкие условия для роста инвестиций в человеческий капитал», - говорится в прогнозе.
СТАРЫЕ БАРЬЕРЫ
В прогнозе сказано, что базовый сценарий основан на активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов, однако сырьевой сектор не сможет возвратить роль основной движущей силы экономического роста. При этом будут сохранены структурные барьеры, связанные с развитием человеческого капитала, неразвитостью транспортной инфраструктуры, устаревающим оборудованием, неблагоприятной демографией, дефицитом квалифицированных кадров.
«Изменений внешних условий, по сравнению с мартовским вариантом прогноза, не произошло, ухудшение вызвано внутренними условиями: продолжающимся почти год торможением российской экономики, снижением государственных инвестиций в условиях применения бюджетного правила и решения о заморозке тарифов, замедлением частных иностранных инвестиций», - говорится в пояснительной записке к прогнозу.
Объем государственных капвложений в 2013-2030 годах снижен до 2,2% с 3,5%, оценка инвестиций в основной капитал - до 4,3% с 5,9%, чистый приток капитала в частный сектор - до 0,0% с 1,5% ВВП в год.
Министерство предполагает, что сохранится положительное сальдо торгового баланса, а текущий счет платежного баланса начиная со второй пятилетки станет отрицательным (0,3-0,4% ВВП) и будет находится там вплоть до 2030 года.
В результате темпы роста российской экономики будут отставать от среднемировых, а доля России в мировом ВВП уменьшится до 3,4% к 2030 году с 4,0 в 2012 году.
Авторы прогноза отмечают, что ни консервативный, ни даже умеренно-оптимистический сценарий не позволяют достичь целей, поставленных в указах Путина, в частности роста производительности труда и доли инвестиций в основной капитал в ВВП к 2018 году.
«В соответствии с базовым прогнозом нам потребуется больше времени для достижения целей», - признал Улюкаев.
«ГОЛОСОВАТЬ НОГАМИ»
Экономист Сергей Гуриев, эмигрировавший из России из-за опасений лишиться свободы, считает новый прогноз свидетельством сохранения сырьевой модели экономики России, погрязшей во внутренних проблемах, которые чреваты утратой доверия к Путину, прежде всего со стороны инвесторов.
«Если он подпишется под этим сценарием, это будет эквивалентом заявления «Я не выполню свои предвыборные обещания», открытым и откровенным, - сказал Гуриев Рейтер, похвалив правительство за «прагматизм и реализм». - Я думаю, что в результате инвесторы будут голосовать ногами, когда увидят, чего стоят его обещания».
Базовый вариант предполагает рост безработицы, усиление имущественного расслоения, отставание материально-технического оснащения медицинских учреждений, невозможность осуществить модернизацию дошкольного и профессионального образования.
Сценарий исходит из нейтральной политики Банка России на валютном рынке. Рост внутреннего спроса в большей степени будет покрываться импортом, который в свою очередь будет сдерживаться ослаблением рубля - в реальном выражении на 7% к 2030 году.
Дарья Корсунская, Лидия Келли