БК55 обсудил со специалистом психологию распродаж.
В преддверии Черной пятницы, глобальной распродажи, запланированной на конец ноября, российские ритейлеры активизируют маркетинговые кампании, обещая скидки до 70%. Эксперты однако предупреждают потребителей из Омска и других городов о рисках импульсивных покупок и призывают к осознанному потреблению.
Традиция Черной пятницы заимствована из США, где она следует за Днем Благодарения, и стала важным событием для российской розничной торговли. В этот период наблюдается значительный рост трафика в магазинах и онлайн-платформах, а также резкое увеличение спроса на товары.
Чтобы помочь омским потребителям разобраться в психологии распродаж, БК55 поговорил с руководителем центра психологии Евгении Купитман, практикующим психологом с 18-летним стажем, бизнес-психологом Евгенией Купитман.
«Многие покупают не столько товар, сколько положительные эмоции и надежду на «новую жизнь», — отмечает психолог.
Чтобы не поддаться импульсивным порывам и не совершить ненужных покупок, эксперт предлагает жителям Омска несколько практических советов. Прежде всего, рекомендуется применить «правило 24 часов».
«Прежде чем совершить покупку, следует отложить решение на сутки. Это позволит оценить необходимость приобретения в более спокойной обстановке», — советует Евгения Купитман.
Чтобы проанализировать непосредственно мотивацию, побуждающую к покупкам в период распродаж, рекомендуется задать себе три основных вопроса:
- Я планировал (а) эту покупку ДО Черной пятницы?
- Куплю ли я это, если цена вернется к норме?
- Решит ли эта вещь мою проблему или просто её скроет?
Психолог также рекомендует идентифицировать триггеры, которые толкают к шопингу — стресс, скука, FOMO, попытка повысить статус — и найти альтернативные способы справиться с этими состояниями.
«Когда поймете источник — ищите альтернативу (прогулка, звонок другу, медитация)», — советует Евгения Купитман.
Перед подтверждением покупки рекомендуется произнести вслух вопрос: «Это мне нужно или я просто этого хочу?».
«Вслух важно — это включает рациональное полушарие мозга», — говорит психолог.
Полезным будет и временный «цифровой детокс» — удаление приложений маркетплейсов в период повышенной потребительской активности. А для того, чтобы остановить себя от импульсивных трат, стоит вспомнить о разочаровании, которое нередко следует за спонтанными покупками.
«Напомните себе о гедонистической адаптации: вспомните последнюю покупку, которая вас разочаровала. Деньги потратились, а счастье прошло за три дня», — отмечает Евгения Купитман.
Добавим, что Черная пятница в этом году выпадает на 28 ноября. Однако большинство крупных ритейлеров и маркетплейсов начинают акцию заранее. Рекламные плакаты, анонсирующие крупные скидки, уже появились и в Омске.


Изображение сгенерировано с помощью нейросети





































































































