Им говорят: «Читатели ждут от газет позитива», - а они ни в какую. Да ладно, бог с ним, с позитивом. Они Общественную палату не замечают! «Омская правда» побывала на круглом столе в этой замечательной во всех отношениях организации, но страшно далекой от народа. «Общество мало что знает о деятельности Общественной палаты. Так называемой независимой прессе гораздо интереснее скандалы. Ведь такие вещи лучше продаются», - ставит диагноз член палаты Александр Минжуренко. «Газеты, например, просто погрязли в чернухе. Негативных новостей гораздо больше, чем позитивных, а между тем ведь не может быть там все плохо», - продолжает ряд банальностей Марина Жигунова.
Интересно, как избранно-назначенные общественники находят такие газеты в практически вегетарианской омской периодике? Как будто все, что не про них, – «чернуха». В советское время говорили: «Если пишешь о пожаре, обязательно напомни, что на соседней улице пожара нет».
Общественная палата не верит, что с задачей позитивизации творчества справятся существующие СМИ. Все надежды только на «создание областной массовой бесплатной газеты». Удивителен не этот вывод и даже не помощь Общественной палаты в его проталкивании, а то, что на такие «дискуссии» еще ходят представители независимых СМИ. Зачем туда пришел Марат Исангазин, который наверняка понимает «пользу» бесплатных государственных СМИ для общества и для рынка?
Ведь даже на сессии по доработке Стратегии Омской области, в которой участвовал и главный редактор «Коммерческих вестей», эксперты не поддержали «собес» под вывеской «Социальная столица». Правда, эти же эксперты назвали ключевой точкой роста экономики «эффективное правительство», чему удивились даже члены правительства, заподозрив захват власти в группах чиновниками. Я сама смотрела трансляцию и предположила еще и тщательный отбор экспертов.
Основными форматами в деловом еженедельнике в последнее время стали интервью и стенограммы пресс-конференций и докладов. Интересно почитать прямую речь сенатора Андрея Голушко и директора департамента транспорта Олега Осинского. Пешеход (в моем лице) читал интервью последнего, постепенно закипая. Идея превращения Омска в город только для автомобилистов, в сквозную «магистраль непрерывного движения» мне совсем не по душе.
Наверное, горожане еще не раз вспомнят, как хорошо было в Омске в день эстафеты Олимпийского огня – без сплошного потока машин, пробок и выхлопных газов. «Красный путь» обратил внимание и на то, что зрителей у факельной церемонии было мало: «Общество сегодня делится на две неравные группы – на тех, для кого тратятся деньги и организуются события, и тех, кто живет своей повседневной жизнью, в которой нет места разного рода «общероссийским праздникам». Между прочим, эта статья начинается на первой полосе, а заканчивается на 5-й. На 9-й же, которая анонсирована как продолжение, большая статья Евгении Лифантьевой о лошадях, которых бросили на произвол судьбы – так же, как привыкли бросать людей. О людях и распределении денег говорит и Олег Смолин, выступление которого публикует газета.
Самый популярный омский депутат Госдумы стал и автором «Бизнес-курса». Если это сотрудничество надолго – журнал можно поздравить. Обстоятельность разбора экономических вопросов сочетается с доступностью изложения и хорошим слогом. Заочная дискуссия «цивилизованных левых» с «псевдолибералами» касается разных тем. И если идентификация «левых» к концу статьи более-менее проясняется, то их виртуальный оппонент - псевдолибералы «от экспертов до высоких начальников» - кажется абстракцией наподобие призрака капитализма. Они за отмену минимальной оплаты труда, сокращение зарплаты учителей, сохранение плоской шкалы налогообложения. Сдается мне, это Кудрин и Силуанов. А Герман Греф относится к псевдолибералам или нет?
Он, кстати, украшает обложку журнала как человек года. Кроме него в проекте «Люди года» названы также «Шоумен», «Варяг», «Общественник», «Артист» и «Мизулина года». Любое почетное звание – субъективизм и волюнтаризм. Распределение «золотых пупов» больше говорит о том, кто их раздает, чем о получателях. Поэтому, например, неудивительно, что читатели сайта БК55 назвали «Человеком года» Александра Лихачева – борца за народные деньги против монополистов. «Шоуменом года», по версии журнала, стал Андрей Голушко, вокруг которого все время что-то происходит. «Объективка» Грефа больше подошла бы для номинации «Надежда года», но… Как говорила Ахматова, «их премия – кому хотят, тому дают».
В «Деловом Омске» из рассуждения Андрея Голушко о том, что гольф-поле никому, кроме него, не нужно, сделали «тему номера». Гольф – на первой полосе и в добротном журналистском расследовании Александра Набатова. В нем, кстати, приведены высказывания председателя областной федерации гольфа Валерия Поппа, что является доказательством наличия в Омске как минимум еще одного гольфиста. Статья мне понравилась: проделана большая работа, привлечены местные и столичные эксперты, изучена финансовая сторона дела, есть даже инфографика. Но вот сама проблема гольф-клуба кажется высосанной из пальца. Кроме того, стоило при верстке газеты поставить этот материал на центральный разворот (или сверстать заголовок и подзаголовок на одной полосе) – и не было бы потери букв и цифр, как получилось в моем экземпляре: «Стоимость проекта, по предварительным оценкам, составит от 70 до 00 млн рублей… Оупить проект…».
Деловая газета тоже не пропустила олимпийскую эстафету, причем Владимир Червонящий не просто сходил на мероприятие, а сам пробежался с факелом по Богдана Хмельницкого. Он духоподъемно описал свои впечатления - от некорректного поведения полиции, мешавшей фотографироваться со зрителями, до волшебного «излечения» подошв от скользкости.
«Ваш Ореол» не бежал, но посмотрел на забег губернатора, которому тоже все понравилось: «Было много дискуссий «надо это нам или не надо», но эстафета определенно удалась. Такое в России первый и последний раз», - выдал Виктор Назаров, наверное, не подумав. И Олимпиада в России уже была, и эстафеты случались, и наверняка на этом «олимпийская карьера» страны не заканчивается. Правда, перед Олимпиадой-80 были и другие эстафеты. Многие школы, ПТУ и вузы участвовали в «Пробеге по олимпийским столицам» - нужно было за несколько лет коллективно преодолеть дистанцию, равную сумме расстояний между двадцатью столицами летних игр. Все ученики нашей школы-интерната с 1976 года ежедневно бегали во время утренней зарядки, личные результаты суммировались, а расстояние наносили на карту, чтобы к открытию Олимпийских игр «добежать от Афин до Москвы». Это посложнее, чем один VIP-забег.
Кстати, омские моржи решили совершить свой пробег - до Сочи. Как рассказывает «Вечерний Омск», спортсмены-любители, среди которых много пенсионеров, хотят пробежать 3700 километров за 15 дней – это около трехсот километров в день. Пробег уже согласован с Олимпийским комитетом, но может сорваться из-за отсутствия средств. На горючее, экипировку, питание, гостиницы и автобусы нужно больше двух миллионов рублей, собрать же удалось только полмиллиона – «и то это деньги самих бегунов». Как рассказывает Вадим Дитковский, моржи обращались примерно в тридцать организаций, но откликнулись лишь пять, выделившие автобусы. «Впрочем, у спонсоров еще есть время откликнуться и поддержать начинание омских энтузиастов».
Или будет как всегда: сэкономят на тех, кто что-то делает, чтобы потратить миллионы рублей на показуху. И это - не только о моржах. Может, когда-нибудь Омск дорастет до понимания мудрости мусорщика Рауля, с которым разговаривал американский собкор «Вечерки» (ее очередной репортаж – про уборку мусора): «Чисто будет там, где люди думают о своих детях».
Там, где думают о детях, возникают уютные дворы, становятся безопасными дороги, тротуары и остановки. Там сажают, а не вырубают деревья, заботятся о мамах и бабушках, папах и дедушках. Такой простой секрет – думать о детях.
Татьяна Ильина