Нашла коса на камень - так можно охарактеризовать обсуждение эскизного проекта реконструкции КДЦ «Маяковский» на состоявшемся недавно городском архитектурно-градостроительном совете.
Этот вопрос обсуждался уже четыре раза, начиная с 2000 года. Нынешний проект архитектора Артура Оботурова, ввиду увеличения зрительных мест с 540 до 1140, предусматривает увеличение площади здания в три раза и строительство подземной парковки.
Но камнем преткновения стало кладбище, которое здесь было в 18 веке и где хоронили военных и строителей крепости. А стало быть, вопрос из архитектурно-технического перерос в нравственно-этический. Активные общественники, в том числе реставратор Игорь Коновалов, председатель Общества коренных омичей Владимир Селюк и искусствовед ТПИ «Омскгражданпроект» Жанна Хахаева однозначно выступили против планируемого возведения пристроек к действующему КДЦ на месте бывшего кладбища.
В общем, участники рассмотрения скандального проекта разделились на две стороны. Одни говорили, что мы усугубляем ошибку советских времен, когда кинотеатр построили на костях, а другие, что мы ее как раз исправляем путем переноса кладбища.
Как ни странно, присутствующие не услышали мнений о проекте представителей епархии и областного Минкульта, вероятно, их просто не было в зале. Первые должны следить за нравственностью, а вторые за исполнением законодательства в области культурного наследия. Не было в зале и председателя Градсовета - мэра города, его мнение по столь актуальному вопросу пока остается «за кадром».
Директор КДЦ «Маяковский» Владимир Ямпольский сообщил собравшимся, что у него на руках есть разрешительные письма из епархии, Минкультуры и архива, а в случае перезахоронения обнаруженных могил затраты он возьмет на себя. Правда, содержание писем директор не конкретизировал и на просьбу автора этих строк позволить снять фотокопию скромно отказался, сославшись на то, что это может повлечь излишнее разжигание страстей.
А страсти могут разгореться нешуточные. Ранее, в 2009 году уже был митинг против строительства пристройки, после чего ее прекратили. Тогда же в сквере был установлен поклонный крест.
Выход из положения подсказал Богдан Мрыглод. Чтобы не потревожить старые могилы, известный градостроитель из ТПИ «Омскгражданпроект» предложил на месте нового строительства сделать метровую насыпь песка. На нее установить монолитную плиту и на ней строить каркас пристройки. Так была построена церковь на Казачьем кладбище. Также Мрыглод предложил исключить из проекта подземную парковку. И это правильно, так как основные посетители КДЦ «Маяковский» - школьники и студенты, которые пользуются в основном общественным транспортом.
Будет ли второй митинг в случае начала строительства – неизвестно. Все зависит от желания сторон искать компромиссы и умения договариваться. А пока общественники «точат косу» – готовят протестное письмо на имя губернатора.
Я думаю, что разрешив взвести пристройку на плите, мы не потревожим могил основателей крепости и наконец-то облагородим вырубленный сквер. Несколько отдаленный, но все же поучительный пример имеется в Израиле, где, как известно, по меткому выражению Владимира Высоцкого, «на четверть бывший наш народ». По тамошним религиозным нормам свинья как нечистое животное не должно даже кратковременно ступать и тем более рыть своим рылом священную землю. А в то же время у некоторой части репатриантов имеется спрос на свиное сало – привыкли с детства. Так вот, там хрюшки бегают по деревянным настилам – живут, едят и размножаются, не касаясь земли. Таким образом, и религиозные каноны соблюдены, и свинина на столе – этот пример говорит об умении договариваться и высокой культуре в Израиле.
Владимир Панасенков