Майдан глазами русского украинца: председатель правления Сибирского центра Украинской культуры «Сiрый клин» Сергей Винник рассказал о четырехлетнем произволе беглого президента.
– Сергей Алексеевич, информация об украинском кризисе противоречивая. Каким СМИ вы доверяете?
– Я стараюсь получать информацию из разных источников. Сейчас много изданий, в том числе электронных, которые контролируются разными группами влияния: и властью, и оппозицией. Я выбираю СМИ с разной редакционной политикой, чтобы картина складывалась полная – насколько возможно.
– Можно ли со стороны объективно оценивать ситуацию на Украине?
– Мне кажется, вряд ли можно непредвзято судить об этом, начитавшись чужих «твиттеров» и насмотревшись роликов в YouTube. У нас же наберутся обрывочных мнений и начинают гнуть одну линию... Вот у меня включен один канал, если есть время, смотрю. (Включает онлайн-трансляцию: кадры активного противостояния на Майдане – прим. ред.). Смотрите. Милиция на Майдане выступает. Сейчас, когда покажут общий план, станет видно, кто здесь стоит. Люди по 40-50 лет, которые абсолютно не похожи на боевиков или бандеровцев. Возможно ли многотысячной толпе людей заплатить, чтобы они пришли? Вообще, навязать на Украине одну точку зрения с помощью СМИ невозможно, потому что там много разных центров. Те же олигархи Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Дмитрий Фирташ и другие... Каждый из них имеет свое СМИ, свою службу безопасности, аналитиков и так далее. Если какое-то из них будет неправду показывать, то сразу же их рейтинг упадет, потому что другие каналы не будут молчать.
– То есть вы считаете, что никто, кроме самих граждан, за этим не стоит?
– За всем стоит создатель этой ситуации – Янукович. Его избрали демократическим, почти честным путем, за исключением восточных областей, где подтасовка все-таки была. И он выиграл у Тимошенко с небольшим перевесом. Волнения в Украине были всегда – когда идет становление государства, это естественно. Но все должно быть в рамках закона. До Януковича был баланс интересов. При Тимошенко, например, был высок уровень экономического роста. Пришел Янукович, и все упало просто до нуля, за четыре года Украина стала нищей. Новый президент набрал 35 млрд долларов кредита, а его сын за два года стал долларовым миллиардером. У тех, кто более-менее работает и поднимается, забирают бизнес по-бандитски так называемые «донецкие». Сюда еще надо добавить пенсионеров, которым не выплачивались пенсии. Люди среднего возраста вообще не имеют сейчас возможности заработать. У олигархов – Порошенко, Фирташа, Пинчука – тоже начали понемногу отбирать бизнес. То есть там действительно все слои населения поднялись. Боевики и проплаченные провокаторы там, конечно, есть. Но они играют далеко не главную роль.
Моя сестра, например, голосовала за Януковича. К началу Майдана она плевалась и не знала, как от него избавиться – к власти пришли люди, которые решили: теперь все будет наше. И начали все забирать. Конечно, когда случаются конфликты, как пчелы на мед слетаются все боевики, криминал, который хочет на этом заработать или просто провести тренировку в таких боевых условиях. Из разных стран, в том числе из России. Но я считаю, Майдану никто не платил. Люди вышли отстоять свою страну, закон, свое право быть человеком. Может быть, отдельным провокаторам и платили, но подавляющее большинство людей вышло по собственной доброй воле.
– Что стало последней каплей для народа? Отмена интеграции с Евросоюзом?
– Интеграция с Евросоюзом, на самом деле, была только поводом для Майдана. Разве можно раскачать ситуацию до такого уровня в других странах? В Украине же – полный произвол судебной системы, силовых структур, власти. Примеров масса. Сын кого-то из депутатов избил человека – его не привлекают к ответственности. Нашумевшее «Врадиевское дело»: в райцентре двое милиционеров изнасиловали и избили девушку, но на них даже не завели уголовного дела. Люди захватили РУВД, и тогда преступников посадили. Только так все там решалось.
– Вернемся к Евросоюзу.
– Условия интеграции с Евросоюзом, конечно, были ненормальными. Но с апреля и по сентябрь 2013 года правительство Януковича говорило: идем в Евросоюз. Для этого и законы соответствующие принимаются. В конце сентября кабинет министров единогласно принимает решение о подписании соглашения об ассоциации. А через месяц говорят, что это все ерунда, и все отменяется. Видимо, у членов правительства было помутнение.
– Еще в ноябре люди вполне мирно вышли на Майдан. Кто спровоцировал вооруженные столкновения?
– Люди вышли на Майдан безо всяких боевиков и прочего. Просто требовали объяснения по отказу от подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Потом, когда все стали расходиться и осталось человек 500, ночью налетел «Беркут» и начал зверски избивать всех. Били дубинками, щитами, ногами по лицу. 30 ноября это были откровенные отморозки в форме. Конечно, это не весь «Беркут», большинство из них все-таки нормальные люди. Сам же Янукович создал эту ситуацию. И она стала развиваться по наихудшему варианту.
– Что ждет Януковича?
– Он всеми силами пытался сохранить власть. Рыба гниет с головы. Президент набрал такую команду в правительство, и все вместе они довели страну до ручки. Свою лепту внесла и небольшая часть оппозиции. Не зря его называют кровавым диктатором. Погибли люди, и он уже не отмоется. Я уверен, что через некоторое время он понесет очень серьезную уголовную ответственность.
– Майдан сравнивают с российскими митингами прошлого года, с Болотной. В России возможно такое восстание или наша ситуация не настолько плоха?
– У нас все значительно лучше. Пусть оппозиция шумит – это всегда полезно. Главное, чтобы не было тех факторов, которые двигают людей на такое восстание: нищеты, беззакония, произвола. Когда налицо бандитизм государства, когда у людей забирают бизнес и нет никакой защиты, любой народ поднимется.
– Можете выделить лидера, способного встать у руля на Украине?
– Сложно сказать. Но претендентов точно будет очень много. Думаю, будет два тура. Из тех, которые сейчас стоят на первой линии, наверное, нет никого подходящего. Нужна умная, авторитетная личность, у которой есть опыт. В Украине таких много. Там нет единой точки зрения, и это хорошо. Советский принцип партийного единомыслия приводит к застою государства.
– Как вы относитесь к уничтожению памятников Ленину?
– Чтобы уйти от воспоминаний, не нужно уничтожать памятники. Нужно просто сделать выводы. Пусть они бы стояли. Хотите другой памятник – поставьте рядом. Это ж семидесятилетняя история, куда ее денешь.
– Что будет с экономикой Украины?
– Она находится в крайне сложном положении, но у страны огромный потенциал, хорошие климатические условия, очень трудолюбивый и умный народ. И с помощью международного сообщества (и, я надеюсь, России) Украина через некоторое время станет экономически сильной страной.
– Ситуация на Украине меняется ежедневно. К моменту выхода журнала наверняка изменится что-то еще. Но пока наиболее потрясшая общество новость последних дней – разрешение Совфеда ввести войска в Крым. Как вы к нему относитесь?
– На мой взгляд, ввод войск не оправдан ни с политической, ни с экономической, ни с этической стороны. С юридической точки зрения введение войск на территорию Украины – это нарушение Будапештского меморандума 1994 года и территориальной целостности Украины, когда Великобритания, КНР, США и Россия обязались гарантировать суверенитет и территориальную целостность страны в обмен на отказ Украины от ядерного оружия. Украинцы и русские не должны воевать, мы соседи, мы братские народы. У нас общая история, мы должны друг друга только поддерживать. Украина находится сейчас в тяжелом экономическом положении, и в такой тяжелый для страны момент не нужно усугублять ситуацию.
Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод». Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.
Мария Орлова
"Бизнес-курс" № 9(535) от 12.03.2014