С лёгкой руки президента, чиновные товарищи у нас считаются работниками сферы услуг. А какой главный «родовой» признак этой сферы в России? Особая интонация, я бы даже сказала, особый язык общения с клиентом. Как говорил доктор Быков, «мы бюджетная организация - имеем историческое право хамить».
От особо одарённых «тёток из услуг» уходишь с ощущением, что это не они тебе испортили настроение и ничего не сделали, а ты специально шёл к ним, чтобы придраться, отнять время и плюнуть в душу. После твоего ухода они ещё не раз тебя обсудят и осудят на удивление следующим клиентам. Примерно как «Омская правда» с умным видом рассуждающая: «Кто заинтересован в дестабилизации политической обстановки в Омской области?»
Политическая обстановка в регионе до изумления проста: власти и почти два миллиона абсолютно индифферентных жителей. Что тут дестабилизировать? Разве что взаимоотношения внутри «элиты». Но издание зачем-то апеллирует к двум миллионам, используя лучший способ нагнетания истерии и распространения слухов – опровержение. Оно опровергает возможность конфликта между губернатором и силовиками, политический след в деле беглого министра, чью-то заинтересованность в сливе «банного компромата» и версии других СМИ.
Алё, ребята! Ковёрные на входе в цирк уже призвали зрителей ничему не верить. Зал полон. Давайте, деритесь.
Даже «Красный путь» занят тайнами мадридского двора. Или правильнее сказать «гамбургского»? Пишет, что «побег Меренкова» - это «зеркало омского самоуправления». На мой взгляд, опытные хозяйственники, приходящие во власть, не имеют к самоуправлению ни малейшего отношения. Их повадки до степени смешения схожи с классической советской номенклатурой, где чиновники ложились в больницу «на сохранение» партбилета, начальство их покрывало, а при невозможности спрятать концы - увольняло «по собственному желанию» задним числом.
«На вас весь город жалуется - не дозвонишься!» - возмутился депутат Никитин действиями «ОмскВодоканала». Как пишет «Ваш Ореол», даже Горсовет не может добиться ответов от менеджмента предприятия. Общественников монополисты просто послали подальше, заявив, что их договор с мэрией проходит под грифом «Для служебного пользования». Тем временем действие прошлого договора закончилось, в 2014-м должен действовать новый с увеличенными расценками, который «ОмскВодоканал» не спешит подписывать. Вместо того чтобы принимать брошенные сети, он «вешает» сотни метров водопроводов на тех, кто исправно платит – ТСЖ. И этот странный отчёт о ремонте офиса… Итог дискуссии - представитель компании ушёл от ответов на вопросы.
Тактика «Полчаса позора на трибуне – и ты свободен». А помните, как виртуозно отшивал любопытствующих Шрейдер? «Откуда у вас такие данные?», «Вы не владеете информацией», «У меня другие сведения» - отточенные, чеканные формулировки для затыкания любого рта. Начинающий чиновник Вячеслав Двораковский пока не освоил это высокое искусство, о чем свидетельствует «прямая линия» в «Вечернем Омске». На ней мэр ответил на сто с лишним вопросов жителей, отдуваясь за все департаменты. (Надо бы Вячеславу Викторовичу почитать или посмотреть «Да, господин министр», не то аппарат так и будет на нём ездить.)
Больше всего в свежей «Вечёрке» мне понравился отчёт о встрече мэра с жителями Ленинского округа. Они попросили его организовать в округе выступления театров и творческих коллективов по примеру Лицейского театра, недавно посетившего «ленинцев».
Кажется, деградация городских инфраструктур дошла до логического завершения, и если уж жителям окраин проблематично ездить в центр, придётся центру стать разъездным. Можно организовать обменные гастроли учреждений культуры округов, запустить троллейбус-театр, автобус-музей, трамвай-библиотеку, маршрутку-филармонию. Тогда, по крайней мере, оправдаются расходы на муниципальный транспорт.
По словам профессора Вукана Вучика, которого цитируют «Коммерческие вести», «жителям Хельсинки, Праги, Барселоны и Берлина использование общественного транспорта обходится дешевле, чем жителям Омска». Специалист по транспортной инфраструктуре представил доклад «Транспорт в Омске. Проблемы и решения», который не всем понравился. Категорически не согласны с ним те, кто все эти годы - при поддержке прежнего губернатора - осваивал бюджетные средства на решение транспортных проблем. Идею переформатирования метро в легкорельсовый транспорт (ЛРТ) приветствовали губернатор Назаров и вице-губернаторы, но отвергли мэр Двораковский и глава НПО «Мостовик» Шишов. Мол, мало ли кто прилетел, прочитал лекцию, ничего нового не предложил. Да такая трамвайная схема у нас ещё в восьмидесятых была!
«Не сошлись рельсами», - итожит «Деловой Омск». Топ-мостовики назвали идеи Вучика и «Городских проектов» неактуальными, доклад проектом не признали, а сравнение ЛРТ со строящимся метрополитеном сочли некорректным. Нечего, дескать, покушаться на традиционные ценности. Мы тут сами как-нибудь… Делаем метро, перекрываем Енисей, то есть, Иртыш, и в области госэкспертизы у нас полный успех.
Вукан Вучик сравнил омское метро с «Роллс-Ройсом», купленным на последние деньги. Увы, даже не на последние, а в кредит. И теперь эта раскоряка, неспособная развернуться в колее, всё время стоит в гараже или в ремонте. Даже напрокат не берут, а кредит надо выплачивать.
Эти проблемы – сущая мелочь по сравнению с теми, которые стоят перед Олегом Шишовым. О долге почти в девятнадцать миллиардов рублей, который требует «Сбербанк», пишут «Ведомости»: «Проблемы «Мостовика» начались из-за Олимпиады - «Олимпстрой» отказался оплачивать один из контрактов примерно на 3 млрд руб. Произошёл разрыв ликвидности, долги стали нарастать как снежный ком». Эксперты не сулят омской компании ничего хорошего, поэтому можно понять нервозность и негативную реакцию на фанатов трамвая. Ещё и под Красногорскую плотину начали копать.
На дискуссионной полосе «Четверга» сошлись «стройки престижа» Леонида Полежаева - метро и плотина. Обсуждение последнего состоялось в омском отделении Русского географического общества. По словам участников, параметры и даже обоснование проекта успели измениться настолько, что «вода, собранная с помощью гидроузла, [будет] способна едва прикрыть головки водозаборов». Засохнем? А как же мечта о городе-саде?
В «Аргументах и фактах» дискутируют сторонники разных вариантов решения проблем очистки города и его озеленения. Чиновники считают, что надо срочно установить для населения тарифы и нормы накопления мусора. Общественники говорят, что нужны условия для раздельного сбора мусора, ответственность предприятий за загрязнения, а главное - защита зелёных насаждений от застройщиков. Свалки нужно разобрать и засадить деревьями.
Но Омск - парадоксальный город. Город-сказка. Метро в нём превращается в тоннель, гидроузел - в бессмысленную плотину, а мусороперерабатывающие заводы вырождаются до свалок. Страшно представить, чем обернётся крематорий у таких спецов по доработке проектов.
Однако, во всех проблемах у них виноваты другие, непрофессионалы. В «Бизнес-курсе» от архитектора Светланы Шевченко досталось дилетантам, которые ставят палки в колёса специалистам и стопорят замечательные проекты. Реставратор Игорь Коновалов вместо реставрации рассуждает об архитектуре, эколог Сергей Костарев – о будущем Омской крепости, а блогер Павел Акимов вообще замахнулся петициями на проект благоустройства улицы Валиханова. Специалисты шестидесятых построили набережную, развернув город к Иртышу, а нынешним мешают протянуть её на другую сторону Оми. На мой дилетантский взгляд, набережные строятся для людей, чтобы они могли не только смотреть на реку, но и выйти к ней. Сейчас же у нас не набережная, а автодорога вдоль берега, граница между городом и Иртышом. И, кстати, против продления этой границы выступают не только дилетанты-горожане, но и архитекторы.
Иртышская набережная – любимое место города для Василисы Владыкиной, героини очередного номера «МС2». Недавно рекордсменка по плаванию оставила спорт, ушла с тренерской работы и стала чиновницей в Москомспорте. Правда, из «Сказки о золотой рыбке и госслужбе» вы мало узнаете о её новой жизни - только то, что в подчинении у неё 60 сотрудников. Между прочим, Василиса - очень красивая девушка. Она кажется ещё привлекательнее на фоне омских «светских леди» и «икон стиля», мартовский рейтинг которых представлен на соседнем развороте. Возможно, она бы затмила весь «высший свет», но это не её. И кажется, её вообще не волнует, что о ней кто-то подумает.
Мне кажется, настоящий профессионал не может быть снобом, разговаривающим с «дилетантами» через губу. Если уж считается, что за пять лет возможно подготовить специалиста, почему нельзя им стать за десять-двадцать лет практической работы и самообразования? Как любят говорить психологи, профессионалы построили «Титаник», а ковчег сделал любитель.
Татьяна Ильина