Апелляционная коллегия Омского облсуда отменила решение Куйбышевского райсуда, присудившего в феврале министру культуры Омской области Виктору Лапухину компенсацию морального вреда в 35 тысяч рублей.
23 апреля в областном суде рассматривали апелляционную жалобу Евгения Шестакова, бывшего главного дирижера Омского академического симфонического оркестра.
30 ноября 2013 года на сайте «Бизнес-курса» была опубликована его реплика «Валентина Соколова – жертва полежаевского режима». Точнее это было открытое письмо губернатору о проблемах омской культуры с просьбой остановить «преступников, воров, мошенников в чиновничьих и директорских мантиях», которые «годами крадут у омичей возможность видеть и слышать высокое искусство силами творческих коллективов Омской области».
Реплика вызвала негодование министерства культуры Омской области и его руководителя Виктора Лапухина, посчитавших, что Евгений Шестаков и «Бизнес-курс» глубоко их оскорбили. Минкульт обратился с иском о защите деловой репутации, требуя взыскать с ответчиков компенсацию за причиненный моральный вред. Душевные муки министра и его подчиненных были оценены в 989 780 рублей – по рублю за каждого прочитавшего реплику на сайте. В начале февраля Любовь Левченко, судья Куйбышевского районного суда, удовлетворила претензии госструктуры, возглавляемой Лапухиным. Правда, лишь частично: вместо требуемого миллиона без малого отписала бедной культуре 35 тысяч рублей. Из девяти фраз, оскорбительных для творцов, Левченко семь посчитала оценочными суждениями, на которые Евгений Шестаков имел полное право. Оставшиеся две признаны ею порочащими репутацию министерства и не соответствующими действительности. В частности: «…Лапухин В. как министр культуры – это больше, чем ошибка, это фарс…», а также «…это разве не преступление, не воровство, не мошенничество, что Лапухин, Ротберг, Бывалин, Евстратенко опустили до плинтуса некогда известные, даже знаменитые в СССР, России, Европе омские творческие коллективы…».
В апелляционной жалобе Шестаков отмечал, что фразы вырваны из контекста, суд не учел, что мысль о преступлении не утверждение, а вопрос. Суд не назначал лингвистической экспертизы, чтобы выяснить, какие именно слова из написанных дирижером являются оскорблением – «фарс» или «ошибка»? Более того, выяснилось, что судили вообще не того человека! Повестки выписывались на имя не Евгения Ивановича Шестакова, а некоего Евгения Игоревича с той же фамилией. Так что заслуженный дирижер даже не попал на собственный суд, который и постановил взыскать 35 тысяч рублей с редакции «Бизнес-курса» и все той же непонятной личности Евгения Игоревича Шестакова.
Апелляционная коллегия Омского областного суда в составе трех человек, рассмотрев жалобу Шестакова, не сочла моральные страдания Минкульта и Виктора Лапухина достойными даже рубля. Ответчики лишь оплатят судебные издержки в размере 2700 рублей с каждого. При этом министерство культуры тоже должно дирижеру за траты на тяжбу - целых 50 рублей! Придется раскошелиться, господа!
Наталья Яковлева