Главу «Газпрома» Алексея Миллера не стали вносить в список людей, попадающих под санкции Евросоюза благодаря его европейским партнерам.
Алексей Миллер не попал в черные списки Евросоюза. Об этом сообщают «Ведомости», ссылаясь на пожелавшего остаться неизвестным в СМИ инвестбанкира, близкого к «Газпрому».
Как пояснил источник, первый вариант списков попал к руководителям нефтегазовых компаний, а те попытались добиться от политиков своих стран исключения Миллера из этого списка, мотивируя это тем, что санкции могут сильно осложнить работу с российской компанией.
Представитель одной из европейских нефтегазовых компаний отмечает, что отстоять положение главы «Газпрома» стоило больших усилий. За Миллера «вступились» некоторые немецкие, французские и итальянские нефтегазовые компании, уверяет он.
Стоит понимать, что персональные санкции против менеджмента не несут никакого влияния на сами компании, так же как и не мешают европейским или американским партнерам вести переговоры с такими людьми и подписывать соглашения. Однако в подобном положении люди ограничены в перемещениях, приезжать в Европу они не могут, и это сильно ударит по сотрудничеству.
Напомним, что Европа треть необходимого газа получает из России, причем «Газпром» - монопольный экспортер газа из России в Европу, ведь если на нефтяном рынке, где преобладают трейдеры, сменить партнера не так уж сложно, то в данной ситуации подобный вариант маловероятен. Поэтому большинство европейских нефтегазовых компаний сейчас стремится пересмотреть свои контракты с поставщиком из России, ведь санкции точно бы не подействовали положительно на переговоры, могла начаться ответная реакция и руководство «Газпрома» отказалось бы идти навстречу. А арбитражи по пересмотру контрактов затянули бы процесс на очень длительное время.
По словам партнера RusEnergy Михаила Крутихина, на которого ссылаются «Ведомости», санкции против главы «Газпрома» были бы фактически санкциями против всей газовой отрасли. Кроме того, эти санкции могли бы оказать негативное влияние на нефтяные проекты иностранных компаний в России, ведь на своих месторождениях они попутно добывают нефтяной газ, который, по условиям контракта, должны сдавать в трубопроводную систему «Газпрома», добавляет Крутихин.
Алексей Гошкодер