Государство определилось с семью проектами, которые получат финансирование из фонда национального благосостояния (ФНБ). Перечень проектов вызывает некоторое удивление, а поучаствовать в них в теории сможет и находящееся в предбанкротном состоянии НПО «Мостовик».
Минэкономразвития определило претендентов на средства фонда национального благосостояния (ФНБ): перечень из семи проектов включен в обновленный макроэкономический прогноз. Это:
1. Строительство железной дороги Элегест-Курагино (Тува),
2. Строительство АЭС «Ханхикиви» в Финляндии,
3. Строительство интеллектуальных энергосетей,
4. «Ликвидация цифрового неравенства» (Ростелеком),
5. Развитие московского авиаузла,
6. Ангаро-Енисейский кластер,
7. Развитие инфраструктуры БАМа и Транссиба в части энергоснабжения.
Как сообщают «Ведомости», по 150 млрд руб. из ФНБ правительство уже выделило «Автодору» на строительство ЦКАД и РЖД на модернизацию БАМа и Транссиба. Еще 150 млрд руб. должны были пойти на высокоскоростную магистраль Москва — Казань, но РЖД пока так и не смогла защитить проект. Теперь эти деньги могут пойти на новые проекты, которые отберет Минэкономразвития.
Сейчас в списке Минэкономразвития семь проектов, на которые из ФНБ суммарно требуется 472 млрд руб., четыре из них могут быть одобрены уже в ближайшее время (см. список выше). Проект Тувинской энергетической промышленной корпорации Руслана Байсарова по освоению Элегестского месторождения и строительству железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино уже почти прошел вторую стадию оценки — комплексное обоснование, рассказывает замминистра экономического развития Николай Подгузов. А «Росатом» представил документы с комплексным обоснованием строительства АЭС «Ханхикиви» в Финляндии, говорит он. После утверждения в Минэкономразвития проекты должен одобрить Минфин, а затем может быть принято решение о начале финансирования.
По состоянию на 1 мая в ФНБ было 3,13 трлн руб., или 4,3% ВВП. До 40% ФНБ, или 1,25 трлн руб., может быть размещено в рублевых активах, в том числе до 655 млрд — на депозитах ВЭБа. Поступления в ФНБ в долгосрочной перспективе ограничены, а потребность в подушке безопасности для пенсионной системы лишь обострится из-за неблагоприятной демографической ситуации, предупреждал Минфин в бюджетной стратегии до 2030 г.: увеличение инвестиций в российские проекты может быть рискованным.
БК55 обращает внимание, что для Омской области проекты могут быть полезны тем, что в рамках работы над некоторыми из них возможно участие омских компаний, в первую очередь речь идет об НПО «Мостовик», которое даже начинало когда-то строительство железной дороги в Туве, только при других хозяевах проекта. Для этого, правда, требуется выход из процедуры банкротства либо участие другой, «чистой» компании.
Игорь Федоров