В далеком 1988 году весь цивилизованный мир отмечал 70-летие окончания Великой войны. Соответственно, в СССР эта дата не отмечалась.
Несмотря на то что уже бушевала перестройка, многие старые концепции и установки, особенно в идеологической сфере, оставались в силе. Первая мировая называлась у нас «империалистической» и была, якобы, со стороны всех участников «захватнической». А с империалистами у нас был разговор короткий. Да и российскую армию возглавлял ведь сам император, следовательно – как могли люди сплошь с коммунистическими взглядами сочувствовать такой армии и ее царским генералам, тем более, что эти генералы и их офицеры были затем почти все перебиты красными в Гражданской войне, то есть были врагами. Иначе говоря, и через 70 лет все у нас воспринималось через призму братоубийственных сражений тех лет.
Я как историк, пытаясь деполитизировать отношение к Первой мировой, взывал к чувствам патриотизма. Все-таки уже была перестройка, и мне дали выступить на эту тему по ТВ. Мне действительно было непонятно: почему мы, поднимая на щит и гордясь подвигами Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова (тоже ведь – князья и царские генералы!), полностью предали забвению российских военачальников и героев Первой мировой?! Я спрашивал в эфир: может ли кто-нибудь назвать памятники участникам той войны, улицы, названные их именами? Вопрос, понятное дело, был риторическим. И совсем уж было стыдно и обидно за державу читать в открывающихся архивах о том, что в годы репрессий найденные при арестах боевые награды считались не просто отягчающими обстоятельствами, но и вполне достаточными уликами, чтобы объявить человека «врагом народа». Позвольте, это как же?! Этот человек как раз проливал кровь за народ, за Отечество. Тогда награды раздавали весьма скупо, а Георгиевский крест - исключительно за выдающиеся личные подвиги, сопряженные с риском для жизни. И вот это самое Отечество таким образом отблагодарило своих защитников, возведя подвиги по защите Родины в разряд тяжких преступлений!
Но ведь эта, возможно, и империалистическая по причинам возникновения, война обернулась для России отечественной. Первый период войны для российской армии сложился неудачно, и противник стал продвигаться вглубь территории страны. Вот так она для россиян стала оборонительной войной. И какие «империалистические» цели преследовали солдаты и младшие офицеры, массами погибая, защищая свою Родину?! Ведь они сражались на своей территории, отбивая атаки захватчиков. В чем они оказались виноватыми перед новыми властителями России? Рядовые солдаты решительно ничего не ведали про Босфор и Дарданеллы, свято исполняя свой воинский долг и оставаясь верными присяге Родине.
И вот, наконец, наше общество и государство обратилось лицом к героям той забытой войны. Появились и памятники, даже в Москве – на Поклонной горе. В своей речи при открытии памятника Президент В. Путин совершенно справедливо проехался по большевикам, желавшим поражения своей армии в войне. Ясно, что это было сделано с прозрачным намеком на нынешних «национал-предателей», не поддерживающих руководство страны во внешней политике на украинском направлении.
Не знаю, как «проглотил» этот выпад президента лидер нынешних коммунистов Г. Зюганов, но либералы искренне изумились, оказавшись в одном стане с большевиками. Мир тесен. Теперь коммунисты поддерживают свое родное «капиталистическое» правительство, а либералы заняли их прежнюю нишу «пораженцев». Вот какие, однако, бывают превратности судьбы!
Александр Минжуренко