За усилением атак силовиков на НПО «Мостовик» стоит интерес миллиардера Геннадия Тимченко, совладельца СК «Мост» и давнего товарища президента РФ Владимира Путина - такой версии придерживаются многие топ-менеджеры омского предприятия. Впрочем, и сам топ-менеджмент «Мостовика», по нашим данным, сейчас отнюдь не монолитен.
«У меня есть конкретные имена, но называть их не буду», - сказал сегодня глава НПО «Мостовик» Олег Шишов в ответ на вопрос корреспондента БК55, считает ли он, что кто-то стоит за намеренным расшатыванием и без того сейчас зыбких позиций его предприятия. Между тем, по данным источника БК55, на устах топ- и мидл-менеджмента тонущего флагмана омского строительства в этом контексте крутится в основном одно конкретное имя и одна фамилия - Геннадий Тимченко.
Дело в том, что миллиардер, давний знакомый президента России, недавний эксклюзивный перепродавец практически всей российской нефти за рубеж с 2012 года является и совладельцем одного из крупнейших конкурентов «Мостовика» на отечественном рынке - СК «Мост».
Омичи, вполглаза следившие по официально-фанфарным репортажам за ходом строительства знаменитого рекордного моста на остров Русский во Владивостоке, могут удивиться - как же так, «Мостовик» и УСК «Мост» же были там партнерами, они же буквально рвались навстречу друг другу с разных берегов как когда-то в золотые советские времена строители БАМа («Мост», кстати, вырос из одного из бамовских стройотрядов)?!
Тогда, понятно, нигде не афишировалось, что мост изначально был проектом именно «Мостовика», и вдруг распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева УСК «Мост» просто назначили генподрядчиком стройки. Омичам, которые в итоге выполнили большую часть работ, формально пришлось довольствоваться ролью субподрядчика и, соответственно, рассчитывать только на определенную «Мостом» долю. В итоге за кадром после торжественного открытия моста-красавца остались общие убытки (в «Мосте» неофициально говорили о суммарных потерях обеих компаний в 3 миллиарда рублей) и взаимные финансовые претензии. В частности, в октябре прошлого года Арбитражный суд Московской области отказал «Мостовику» в иске на 953,8 млн рублей к УСК «Мост».
После этого «МОСТ» и «Мостовик» больше не были партнерами ни по каким проектам. А вот дорогу экс-дальневосточникам омичи уже переходили, причем очно-заочное соперничество это давнее. Еще до приобретения доли в компании «Стройтрансгазом» Тимченко, в 2011 году, «Мост» безуспешно пытался претендовать на строительство спроектированной «Мостовиком» железнодорожной ветки Кызыл-Курагино для Руслана Байсарова. «Мостовику» же досталась сначала половина дороги, а затем после целого ряда разного рода пертурбаций Байсаров решил, что омичи будут строить вообще все 410 километров за сумасшедшие 195 миллиардов рублей (если бы этот проект пошел по графику, поступления от него вполне могли бы спасти омское предприятие).
Не так давно компании вновь сошлись лбами - на конкурсе на право строительства очередного рекордного моста - через Лену - стартовой стоимостью в 46,7 миллиарда рублей. Структура «Моста» шла в консорциуме с «ВТБ капиталом» и институтом «Стройпроект», «Мостовик» - в составе так называемой «Якутской мостостроительной компании» (помимо омичей туда вошли принадлежащий Внешэкономбанку РФПИ, российская «дочка» китайской China Civil Engineering Construction Corporation и «Стройгазконсалтинг» Байсарова). Этот конкурс, правда, в итоге был отменен, а само строительство отложено до лучших времен - на первый план вышел новый проект моста в Крым.
Керченский мост - это еще одна причина для СК «Мост» желать смерти «Мостовика». Да, казалось бы, омская компания в своей нынешней форме вряд ли может считаться претендентом №1 на победу в конкурсе за право его возведения. Но есть и другой аспект - в неофициальном обсуждении темы невозможности параллельного строительства сразу мостов через Лену и через Керченский пролив анонимные участники рынка указывают на текущую нехватку в России мощностей у заводов, выпускающих мостовые металлоконструкции необходимого качества. И именно на образцово-показательный завод металлоконструкций «Мостовика», по некоторым данным, положил глаз г-н Тимченко в расчете на керченский проект. А чтобы получить его, соответственно, нужно сначала умертвить, а потом и расчленить НПО.
Государство, похоже, защищать «Мостовик» не будет - мавр сделал свое дело (стройки к Олимпиаде, мост на остров Русский), мавр может уходить. Олег Шишов, естественно, смерти своего детища не хочет, а потому радуется сейчас любой хоть сколь-нибудь позитивной для компании новости. В том числе, говорят, он на днях был сильно воодушевлен информацией о якобы произошедшем охлаждении отношений между Тимченко и Путиным.
Стоит отметит и еще одну версию, не противоречащую первой, но способную дополнить как её, так и другие. Напомним, на фоне вполне официальной сегодняшней информации о возбуждении уголовного дела против Олега Шишова, об обысках в его квартире, офисе его компании и в облправительстве, прошла и неофициальная - о неком собрании коллектива, на котором работникам якобы рассказали об аресте их начальника в Москве. Рассказал об этом рядовым сотрудникам будто бы один из оставшихся в Омске руководителей НПО. Пресс-служба «Мостовика», естественно, факт внепланового собрания категорически отрицает, сторонние же наблюдатели говорят о возможном расколе в «верхушке» компании и вероятном выводе из неё крупных средств. И в этом контексте называется еще одна фамилия, которую г-н Шишов уж точно не захотел бы озвучивать. Это - Игорь Стрельников, заместитель генерального директора и «по совместительству» муж его дочери Елены. По информации источника БК55, топ-менеджеры, приведшие вместе с Шишовым «Мостовик» к недавним вершинам, недовольны возвышением Стрельникова, которого недолюбливают. Официально зять Шишова с 2009-го возглавляет Сочинский филиал НПО «Мостовик» (в котором, как пишут в комментариях, максимальная «текучка» кадров). Неофициально, по данным нашего информатора, он занимается и некоторыми другими «направлениями». Напомним, во время процесса над профессиональным «обналичником» Андреем Пушко и банкиром Тамарой Пузыревой «Мостовик» упоминался как их постоянный клиент. То есть, по сути, уводить было что.
В рубрике «Версия недели» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.