Буквально через месяц, 3 марта, будет ровно 45 лет, как был утвержден генеральный план развития Омска 1970 года. Особенностью того генплана был упор на развитие сети скоростного трамвая в нашем городе. К сожалению, стратегическая ошибка с переориентацией на метро привела к ситуации, когда ни одного зайца Омск не поймал.
Мэр Омска Вячеслав Двораковский на днях признался в полной любви к трамваю, назвав его безальтернативным видом транспорта для Омска, хотя еще буквально несколько лет назад говорил то же самое про метрополитен. Любопытно, что при всей новой любви к трамваю омский мэр по старой памяти отказал в запуске трамвайного движения в уже построенных тоннелях метро.
Однако намного раньше Двораковского в перспективы именно трамвая, а не метро в Омске верили лучшие проектировщики советских городов – профессионалы-специалисты института «Гипрогор». Именно они разработали новый генеральный план нашего города, который был утвержден постановлением Совмина РСФСР 3 марта 1970 года.
Любопытно прочесть под №18 следующий пункт, касающийся транспорта: «Использование троллейбуса, автобуса и трамвая в качестве основных видов городского транспорта; строительство линий скоростного трамвая». Никакого метро, как видите. И, что удивительно, этот план работал!
В его рамках были построены новые линии трамвая №2 к ПО «Полет» и линия скоростного трамвая №10 «Левый Берег - Стрельникова», после чего линию продлили до завода пластмасс, а в другую сторону уже положили рельсы до пос. Солнечный. Однако в этот момент была совершена стратегическая ошибка, власть имущие начали проект метро, а трамвай оказался заброшен.
В результате сегодня в 2015 году мы в полной мере ощущаем плоды этой стратегической ошибки, которая обошлась Омску очень дорого. У города нет полноценной системы рельсового транспорта, о его внеуличности тем более говорить не приходится. Дух захватывает от числа линий трамвая, в том числе скоростного, которые можно было бы построить в Омске на деньги, бездарно закопанные на метро!
Игорь Федоров