Инцидент у офиса «Единой России» в Омске наглядно показал, за какие «места» депутаты и рвущиеся в губернаторы политики хотят держать независимую прессу.
Владелец издательского дома «ТРИЭС» Сергей Сусликов прокомментировал конфликт бизнесмена Владимира Седельникова с журналистской группой БК55, произошедший у здания «Единой России».
Напомним, что представители СМИ вели съемку во время проведения политсовета партии, то есть не на частной территории, а в общественном месте, когда владелец ночного клуба «Атлантида» г-н Седельников, выйдя из роскошного внедорожника Merсedes, потребовал удалить снимки, пригрозив дать парням-корреспондентам «по я...цам». Инцидент вызвал бурный общественный резонанс после того, как БК55 предал дело огласке.
- Считаете ли вы допустимыми прямые угрозы в адрес представителей СМИ, высказанные в такой форме?
- Пару лет назад, мы тогда с какими-то министрами судились, я сделал поразительное открытие. Оказывается, в законе о СМИ есть пункт, где черным по белому написано, что государство гарантирует защиту журналистов, поскольку эти люди находятся при исполнении общественного долга. Далее. В уголовном кодексе есть статья, карающая лишением свободы от 2 до 5 лет за попытку воспрепятствования профессиональной деятельности журналиста. Корреспонденты БК55, Гошкодер и Самылкин, ведущие съемки у офиса «Единой России», проводящей праймериз кандидатов в губернаторы, находились при исполнении общественного долга, они освещали важнейшее событие региона – выборы губернатора. Так что мое личное мнение не имеет никакого значения. ОНИ недавно «пришили» статью закона фермеру Гордиенко, проявили принципиальность! Но это «дело» на г-на Седельникова развития не получит. Таковы реалии.
- Как фраза «оторву я...ца» соотносится со статусом депутата?
- Без комментариев.
- Стоило ли предавать дело огласке или подобные «пацанские разборки» лучше оставлять за кадром и не сообщать о них широкой публике? Каков должен быть алгоритм действий журналиста в таких ситуациях?
- Здесь ответ без вариантов. Есть пункт этических норм «БК», в которых прописаны наши действия. Первое. Мы обязаны сообщить об угрозе, поступившей журналисту, в прокуратуру и полицию. Второе. Мы должны уметь защищать себя сами, не надеясь на суды, правоохранительные органы и поддержку общественности, которой в Омске просто нет. Те, кто нам угрожает, должны об этом пожалеть. Именно этот принцип я исповедовал все годы работы в журналистике, без малого 40 лет. Оговорюсь, это не месть, я называю это уроком демократии! У СМИ всегда есть возможность давать ТАКИЕ уроки господам седельниковым.
- Не считаете ли вы, что г-н Седельников дискредитировал не только себя как депутата, но и все региональное отделение «Единой России»?
- К сказанному добавлю, что он бросил большую тень на врио губернатора Назарова, на весь праймериз и, безусловно, опошлил предстоящие выборы. Откуда они, единороссы, откопали и подсунули Назарову этого господина с весьма сомнительным прошлым? Напомню, в начале 90-х Седельников с помощью Полежаева и каких-то родственных связей открыл ночной клуб «Атлантида» на месте военного завода «Омскэлектроточприбор». Это было время, когда мы потеряли суверенитет, когда Россией фактически управляли ЦРУшники, наводнившие Москву. Именно тогда Полежаев два года подряд закупал и забивал элеваторы во время уборки урожая дешевым «американским» зерном, хотя у нас своего в излишках более 2 миллионов было. Он же завез в Омск копеечное сухое молоко, это притом, что у нас на одного омича по корове приходилось! И все это делалось «ради людей», на квоты нефтезавода, за счет его солярки. При этом совхозы и колхозы, которые Полежаев как бы забыл освободить от «социалки», были вынуждены закупать мазут на доходы от зерна и молока, чтобы отапливать детские садики, школы, конторы сельсовета, жилой сектор в центральных усадьбах. Миллионы вылетали в трубу. А коровы вывозились на мясокомбинат или скотомогильники. Ради чего старались господа седельниковы, находящиеся в родственных связях с Полежаевым? Ответ на поверхности. Чтобы уничтожить наше манякинское село, кормившее 16 областей России, и высокотехнологичное промышленное производство вроде «Точприбора». Омск, в это трудно поверить, занимал 4 строчку по объемам промышленного производства в Советском Союзе.
Есть, правда, и другие примеры. Это когда с Украины русские летчики угнали эскадрилью суперсовременных бомбардировщиков ТУ-160, подлежавших распилу на металлолом. А ветеринарный врач Гордиенко, недавно осужденный на 5 лет, организовал фермерское хозяйство на землях сгинувшей деревни Решетиловка, где он родился. Россия стояла и будет стоять на тех, кто интересы страны ставит выше шкурных выгод и благополучия. Но это не относится к Седельникову. Я убежден, этим человеком должна заниматься ФСБ. У «таких» дел, я имею в виду завод высокоточных приборов, переделанный в ночной клуб «Атлантида», нет и не может быть срока давности. Пользуясь случаем, скажу, что Виктору Ивановичу нужно сопротивляться попыткам окружения обеспечить ему победу любой ценой. Для него сегодня куда важнее победить в праймериз и на выборах против сильных кандидатов в честной борьбе. Только так он сможет подняться над своим окружением и кураторами из «Газпрома». Одно дело, когда тебя посадили в кресло какие-то большие и влиятельные дяди с помощью больших денег, а другое, когда за тебя проголосовал народ, которому ты обязан служить.
- Насколько сложно в нынешних условиях вообще работать независимой прессе, не получающей денег из бюджета и не пользующейся поддержкой властей?
- Если пользоваться поддержкой властей, то это уже не пресса, это пиар-служба при власти. Если «Бизнес-курс» или БК55 не смогут прокормить себя сами, это будет означать, что мы неинтересны и не нужны обществу. Я просто закрою эти издания и распущу персонал. Скрывать нечего - на рынке печатных СМИ хуже худшего. Цены на бумагу, печать, коммунальные услуги выросли в разы, а цены на рекламу и зарплаты журналистов остались на уровне 2008 года.
- Как вы считаете, было сложнее работать при Полежаеве или сейчас при Назарове?
- При Полежаеве «Бизнес-курс» выходил не на 52, как сейчас, а на 130 страницах! Он был в два раза толще столичного «Коммерсанта». Только на рекламе мы зарабатывали миллион рублей в неделю. Но пришли сети: «Икеа», «Мега», «Леруа Мерлен», «Бауцентр», «Магнит» и т.д. И бизнес был уничтожен на корню. Из 20-30 крупных мебельных компаний сегодня практически не осталось ни одной. И так во всем. Олигархи, госмонополии и чиновники, обслуживающие их, довели Омскую область до полной нищеты. И это не может не отразиться на финансовом состоянии СМИ.
- Любопытный нюанс, юристы Седельникова уже звонили в редакцию: мол, убирайте материал, мы будем писать претензию, потому что у вас нет доказательств угроз Седельникова журналистам.
- Появление на сцене юристов – лучшее доказательство того, что у общественного деятеля Седельникова, еще вчера демонстрировавшего молодым журналистам Гошкодеру и Самылкину свою крутизну, действительно есть проблемы с мужским началом.