Новости. Омск

Причиной обрушения казармы под Омском стали несущие колонны

Эксперты установили три вероятные причины обрушения учебного центра ВДВ в Светлом. Ранее упомянутые стены и крыша оказались ни при чем.

По прошествии трагедии в Светлом российские эксперты взялись за изучение материалов строительства и проектирования здания, которое трагически обрушилось 12 июля и унесло жизни 24 призывников. О том, что послужило причиной обвала и каким образом недавно проведенный капительный ремонт в казарме мог привести к столь печальным последствиям, рассказал в эфире Life News заслуженный строитель России, председатель Совета национальной организации проектировщиков Азарий Лапидус.

Зона обрушения казармы

- Здание это каркасно-ригельной системы, которая сейчас почти не используется. Мое мнение, что разрушение произошло в колоннах, а именно в узлах колонн. Эти колонны определяют несущую способность здания. На них кладутся ригели, так называемые бетонные балки. Вся конструкция делается из железобетона в условиях заводского изготовления. Советский Союз был лидером по данной технологии, они [такие конструкции] могут стоять веками, - рассказал Лапидус.

Лапидус выделяет на схеме здания несущие колонны

На вопрос о снесенных стенах Лапидус заявил, что на них не стоит заострять столько внимания, поскольку не они являются причиной обвала, более того «они не нужны и не играют несущей роли». По его мнению, наиболее важными в данной трагедии все-таки оказались колонны и ригели.

На данном рисунке видно как укладываются ригели на колонны

На кадре из видео с капремонтом казармы видны колонны

- Если вы посмотрите на план, там нет ни одной несущей стены. Только наружные самонесущие кирпичные стены, которые формировали теплотехническое состояние здания, чтобы люди не мерзли. Все держится за счет колонн. За годы колонны не ремонтировались, и полочка, на которую укладываются ригели, пришла в негодность, истлела или еще что-нибудь. И вот колонна падает вниз, и начинается обрушение. Судя по тому, как произошло обрушение, скорее всего не выдержали колонны нижнего этажа. И они как карточный домик свалились вниз, - отметил эксперт.

Лапидус отобразил конструкцию колонны в разрезе. Именно полочка колонны, по его мнению, пришла в негодность, что стало причиной обрушения здания

Азарий Лапидус назвал три причины обрушения казармы в Светлом.

- Первое - это некачественное состояние сопряжения узлов и ригелей, что является наиболее вероятной причиной. Второе - неправильный расчет. При реконструкции могли перегрузить это здание, а те колонны и ригели изначально не были рассчитаны на это. Третье - неправильная эксплуатация казармы. Ну в это с трудом верится, это надо было, грубо говоря, поставить танк, чтобы здание сложилось, - резюмировал Лапидус.

Фасадные самонесущие кирпичные стены

Отметим, что ранее по поводу причины обрушения высказывались предположения относительно снесенных стен, что, по мнению многих, являлось явным нарушением строительства. Кроме того, не раз отмечалась, что обрушение предположительно началось с крыши, в связи с чем потолочное перекрытие продавило стены и сползло вниз, по пути собирая перекрытия остальных этажей. Однако вероятнее всего версия обрушения колонн нижнего этажа, вследствие чего обвал был неминуем. В этом случае верхние этажи никак не могли удержаться над пропастью из стен и кирпичей. В результате провал получился до самого фундамента.

Напомним, трагедия произошла в воскресенье, 12 июля, поздно вечером. Под завалами казармы оказались 45 военнослужащих, из них 24 человека погибли и 21 находится в больнице в тяжелом и крайне тяжелом состоянии. Часть десантников была отправлена в военные госпитали Москвы.

Нелли Смирнова

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

2
0
ART-MEDI14.07.2015 11:39:19
Разумно.
2
0
...14.07.2015 11:41:24
Обратил внимание на кадр из видео с капремонтом казармы - на нижнюю часть колонны в точке опирания. Так и должно быть?
0
0
Карл14.07.2015 11:48:49
Прям вредительствое какое то!
1
1
ART-MEDI14.07.2015 11:51:46
Приписки - по советскому уголовному праву особый вид должностного подлога, заключающийся в умышленном искажении должностным лицом отчётных данных о выполнении плана в государственных отчётных документах.
0
0
ААА14.07.2015 11:52:38
А разве бывают 4 этажные колонны? Рядом такое же здание 3 этажа. 3 этажные колонны бывают точно. Может быть к зданию этаж пристроили?
1
0
Сен-Сей14.07.2015 11:56:41
Имеем, в казарме 20 окон в ряд, на фото видно, что осталось только 16, значит обрушение произошло на ширину 4 окон. На фото бойцов в казарме, видо, что на ширине 4 окон до первой колонны, до которой и произошло обрушение, находится 4 ряда кроватей по 6 кроватей до этой колонны. Итого 24 кровати в зоне обрушения на каждом этаже, 4 этажа. До 96 человек оказались в зоне обрушения. Не верите мне , глядите фото и считайте сами. Фото бойцов в казарме есть, там как раз видно расположение кроватей на уровне 4 окон.
2
1
Алексей14.07.2015 12:02:23
не колонны четырехэтажные, а колонны нижнего этажа сложились. вероятнее всего второго. они упали, проломили тем самым потолок первого этажа. в это же время обвалились над ними третий и четвертый этаж. все вполне логично звучит по этой версии. во всяком случае причина с крышей наверняка не смогла бы объяснить сход обвала до самого нижнего уровня. там реально танк пришлось бы кидать с крыши, чтоб все потолки поломить.
7
1
ББ14.07.2015 12:10:33
\"Здание это каркасно-ригельной системы, которая сейчас почти не используется.\" Да ну! А как же торговый комплекс \"Триумф\" построен? Съезжая на левый берег с метромоста, поверните голову направо и посмотрите на недостроенную многоэтажку, каркас которой романтично просвечивают красные лучи заходящего солнца. Как говорится, дёшево и сердито продолжают строители использовать каркасное строительство. Хотя, я не строитель, могу ошибаться. Но я видел, как перед обшивкой сайдингом, сверлят стены хрущёвок и укрепляют те самые ригели, о которых тут говорит эксперт. Без этой процедуры продлить безопасную эксплуатацию зданий невозможно. А после усиления, даже шестой мансардный этаж на пятиэтажках устраивают. Сейчас можно часто наблюдать, как сдираются лёгкие деревянные полы, а вместо них наваливают керамзит и заливают стяжкой. Чтобы настелить линолеум или положить ламинат. Навали этого добра на три этажа и пересчитай нагрузку на старый каркас ... Каркас же не железный ... Тут, как сказал эксперт:\"... полочка, на которую укладываются ригели, пришла в негодность, истлела или еще что-нибудь\". Там вся казарма давно истлела. А её сайдингом обшили и сказали, что провели капитальный ремонт ...
0
0
Капитан Овечкин14.07.2015 12:24:42
Практически то, о чём я и говорил.
3
2
Лев Кондинский14.07.2015 12:27:31
Вероятнее всего по этой колонне, которая первая упала, бойцы не первый раз били ногами и руками как по груше, отрабатывали удары, вот и выбили в конце концов колонну из под её основания! Сама собой строго-вертикальная колонна никуда бы не съехала!
0
1
duc14.07.2015 12:29:10
А вот я, как ни странно, прочитал заголовок .. статейки...
А в тексте увидел, что это не экспертное заключение, подтверждённое результатами объективных измерений, а частное мнение Лапидуса-младешего из "Геркулеса".
1
0
ББ14.07.2015 12:30:30
Кстати, все желающие посмотреть каркасное строительство в натуре, могут сходить на экскурсию в центре города. За БТИ, там, где кончается ул. Либкнехта, заморожена стройка. Всё очень наглядно. Видно, как колонны сочленяются, этаж за этажом. Видно, как кладутся ригели и плиты перекрытий ... На яндекс-панораме это здание (Краснофлотская, 10) плохо видно из-за забора. Кстати, заморозка строительства тоже не проходит бесследно. Не только бетон тлеет. Металл на открытом воздухе ржавеет. До миллиметра в год ржа может съедать. Ещё лет десять постоит, потлеет-поржавеет, а после начнут его достраивать и примут в эксплуатацию, как новое ...
0
0
duc14.07.2015 12:36:42
И ещё вспомнилось: сносили "новую" котельную ТЭЦ-1, осталась торчать именно эта ригельная колонна метров 20, поставленная, ЕМНИП, в 1942 году. Тракторист дёргал-дёргал её тросом за макушку, а она ни с места. Тогда сел за рычаги наш Володя, пять лет оттрубивший механиком-водителем на танковом полигоне. Бульдозер на дыбы встал, но завалил. При мне Володя на спор закрыл ножом бульдозера открытый спичечный коробок "на ход", мастер высшего пилотажа.
2
0
Лихачев14.07.2015 12:45:52
Все это несчастье в первую очередь. А кто ко мне приходит советоваться при покупке жилья - всегда говорю - ни в коем случае в это самое каркасно-ригельное здание. В любой момент обрушиться может. Не согласен только с одним автором, который пишет, что по колонне отрабатывали удары. Она могла обрушиться от неравномерной нагрузки в разных частях этажа, от сверления и долбления при капремонте и от подвижек земли за эти годы. Ей же не нужно уйти от центра на метр - сантиметров достаточно.
0
0
Капитан Овечкин14.07.2015 13:05:10
Лихачев14.07.2015 12:45:52
------
Каркасно-ригельная конструкция не хуже остальных. Просто нужно плиту перекрытия делать одну на всю длину ригеля, как это сделано в домах 335 серии.
4
0
КУМ14.07.2015 13:11:20
Отсутствие или неправильный монтаж водоотводов по периметру здания могли привести к образованию в песке под его фундаментом огромных промоин. В результате фундамент просел, что вызвало обрушение одной из капитальных стен, а вместе с ней и межэтажных перекрытий.
0
0
киви14.07.2015 13:27:03
А сайдинг вдобавок скрыл трещины.
Дюк, а Лапидус разве не может быть экспертом?
3
0
ипат14.07.2015 13:29:35
В Омске, возможно господин Лапидус про это не знает, каркасно-ригельная система используется весьма активно. "Стройбетон" в своё время, переработал под жилищное строительство серию 1.020 (плита в подрезкой торца и т.д)и получил на это патент.

Система надёжная: практически все промышленные здания Советского Союза сделаны по каркасно-ригельной технологии. Жёсткий каркас, который сам себя держит. В Омске целые промзоны построены на болотах с использованием такой технологии. Стоит несмотря ни десятилетние вибрационные нагрузки (работают станки), агрессивные среды (гальваника и т.д.) Много "полётовских", "барановских" цехов развалилось за эти годы? Надо нереально перегрузить здание, иссверлить и издолбить колонны в швейцарский сыр, и запустить под фундамент плывун - тогда упадёт.

У системы есть слабое место: вертикальное соединение колонн и "стульчики". Арматура в местах соединений варится в ваннах под флюсом. "Стульчики" (полки на который укладывают ригель. или идут бетонные и отливаются вместе с колонной, или изготавливаются из металла и привариваются к колонне.

Человеческий фактор: некачественно проварили, шлак попал, отсутствие контроля и.д.
Столько лет постояло и время пришло.
13
0
Константин14.07.2015 13:46:36
В этой казарме я провёл полгода службы. Это был учебный автомобильный батальон. Поверте мне что отбой в учебке это покруче танка на крыше. Дбавим к этому подъём за 45 сек. поход на зарядку, на приём пищи 3 раза, тревоги всякие, построения смотры по 10 раз на день. И так 40 лет подряд.А построения не тише отбоя. Всё бегом, а бегут сразу 100-200 бойцов по 60-80 кг каждый.Общий вес перемещающейся масы до 10 тонн с резкими стартами и остановками. Сильно раскачивается здание.
А в подвале сырость такая, что комарики круглый год не переводятся.
Как я понял меняли трубу, окна, и фасад зашили, а несущие никто не трогал. Это наведение лоска, как в армии любят. А несущие конструкции раскачались, про это не вспомнил никто.
Смотрите на кирпичи, они как новые к ним даже раствор не прицепился, из песка строили цемента там совсем нет.
Я думаю что службы эксплуатации там не было, особо последние 25 лет. Её по всей стране нет и посей день. А где есть так и там оптимизируют. МЧС при таком подходе всегда нужно будет.
Снести эти все казармы надо во всём \"Светло\" надо было и построить новые. На 25 лет здание рассчитывается, но в наших экономических условиях и на 100 лет потянет, считают наши политики. Завтра остальные казармы повалятся, ведь там такой же режим службы, такая же эксплуатация зданий.
Сочувствую всем, сильно переживаю ...
0
0
Омичка14.07.2015 13:52:08
Понятно теперь,что все факторы в одно свелись.Дохлое строительство и нещадная эксплуатация здания.Не по такому принципу надо строить казармы.И не сайдингом обшивать, глаза замазывать на трещины, если что случись.Очень жаль, не повезло ребятам...
1
3
умник14.07.2015 13:53:24
баран ваш эксперт и вы вместе с ним. схема вообще не правимльная и все не правильно. стена не самонесущая а несущая.
4
0
ААА14.07.2015 14:04:32
http://www.esosedi.ru//fiber/136752/fit/1400x1000/p1030601_jpg.png - справа обрушившаяся казарма. Состояние видно на фото, кирпич выпадывает, видны сквозные отверстия в стенах...
0
0
Борис14.07.2015 14:08:46
Занятно и показательно. Какой год, интересно?
3
0
Лев Кондинский14.07.2015 14:24:53
Лихачёву//
Что значит : "Не согласен только с одним автором, который пишет, что по колонне отрабатывали удары." Ты что там спишь с бойцами в этой казарме, раз в курсе? Ты ж в армии не служил никогда!
Сам видел, когда служил, груши в казарме нету, матами обвязывают такую колонну и с разбегу по ней отрабатывают удары!
А чтобы не было больно, отрабатываю удары в тяжёлых кованных сапогах. И не месяц и не два , а из призыва в призыв, годами!
Вот и представь,такая туша килограмм под 90 летит с разбегу в колону. Что с колонной станет? Сила есть , ума не надо!
2
0
Военный строитель14.07.2015 14:42:06
А это ничего, что здание с неполным каркасом и перекрытие опирается на ригель с одной и с другой на наружную стену? На всех фотографиях видно, что колонн у наружной стены нет. ИКСПЕРТ!!!
1
1
ипат14.07.2015 14:55:32
Льву Кондинскому

Ты что, думаешь колонны на жувачку склеены? Там арматурные стержни под тридцать миллиметров, которые свариваются между собой. Её, при сносе, экскаватором не всегда сломаешь.
Ты фильмы с вандамом ещё вспомни...
0
0
ива14.07.2015 15:57:29
А теперь дружно, военных кто допустил эту фирму к тендеру, спецкомиссию строительную, всех кто принял, после ремонта! Дружно на десять лет!
0
0
Славка14.07.2015 15:59:57
почему нет колонн у наружной стены? на схеме как раз колонны видны. или про какие-то другие? чейто не пойму.
2
0
Бывший14.07.2015 18:29:51
Потому что схема в статье не имеет никакого отношения к конкретной казарме (планировка, расположение выходов, вентканалов, санузлов, лестничных клеток. Кстати, и 335 серия тоже бывает с полным и неполным каркасом. А вот к словам Кума я бы прислушался, особенно если здание не на свайном, а на естественном основании (на ленточном фундаменте)
0
3
©14.07.2015 20:26:25
Подвели скрепы русиянские
1
1
Борис Ведмед14.07.2015 20:49:49
В гипсокартонно - сайдинговых деревушках все на жувую нитку, в результате и войны не надо чтобы гибли несчастные призывники. Кругом один распил. Просто беда какая то, а что сказать матерям погибших?
0
0
12314.07.2015 21:53:46
они [такие конструкции] могут стоять веками ...За годы колонны не ремонтировались, и полочка, на которую укладываются ригели, пришла в негодность,

Источник: http://bk55.ru/news/article/55123/

Нескладуха какая-то у строителя. "Могут стоять веками - не ремонтировались - пришли в негодность". Значит не могут стоять веками и должны были ремонтироваться, но не ремонтировались?
0
0
2114.07.2015 23:02:47
у стали и у бетона есть срок после которого они резко начинают терять все свои свойства и он не такой уж большой. Если есть свежие технологи напишите а то боюсь соврать
0
0
владимир15.07.2015 01:47:48
В петровские времена строили - до сих пор стоят дома, а у нас одни рвачи - даже не задумываются над последствиями, сволочи... это же не единичный случай, когда после таких \"ремонтов\" и построек все валится!!! Надо ужесточать меры наказания к таким фирмам!!! Все на деньгах замешано - купить подешевле - отчитаться совсем по другим параметрам!!! Распили мировую - дом приняли!!! Вот еще один печальный и трагический результат!
0
0
Лихачев15.07.2015 02:58:20
Льву Кандинскому. Вот я то как раз в армии срочную служил, сержантом уволился. Правда у нас служба иного рода была - кулаками столбы не били - как-то больше головой работали. А если серьезно - там коллеги уже написали - я не считаю критичным для арматуры, даже если мужики отработают удары. Более реально, я не стал расписывать - что Кум написал - про ненормативный водосток и промоины. Потому, когда наши УК берут вновь дома- сразу смотрю водоотвод и отмостку, так как потом нам возмещать.
0
0
Профессор15.07.2015 05:04:36
Возможно резонанс был (в шаг попали несколько раз) и произошло смещение плит.
0
0
Просто так15.07.2015 06:53:40
Несколько лет я общался с ПРОФЕССИОНАЛОМ, который принимал новые дома. Он знает всё - на чём воруют строители. Цемент пожиже, не той марки, арматура потоньше - тонны экономятся и так далее. "Секреты" сдачи таких домов общеизвестны - в рыночной экономике живём не первый год. В ремонте "всё уже украдено до нас". Ребят жалко - земля им пухом...
0
0
Ирина (другая)15.07.2015 08:19:17
Я извиняюсь, но на фото с двумя кранами прекрасно видно эти самые несущие колонны, застывшие на границе разлома. Так что пока самый логичный вариант -- вывалилась несущая фасадная стена, а вот откуда и почему она начала вываливаться -- это вопрос к экспертам.
0
0
Ирина (другая)15.07.2015 08:22:07
http://www.vesti.ru/doc.html?id=264
фото с разборов казармы
в центре эти колонны -- целые!
1
0
Александр15.07.2015 08:54:15
У Азария Лапидуса на схемах отбражены колонны у наружных продольных стен. Это подтасовка, этих колонн не существует на самом деле, это хорошо видно на всех фото.Поскольку конструктивная схема здания с неполным каркасом, плиты перекрытия крайних пролетов опираются с внутренней стороны на продольные ригели, а с наружной стороны на НЕСУЩИЕ продольные кирпичные стены. А д.т.н., профессор должен знать такие вещи. В Омске есть люди, способные разобраться с элементарными вещами, которые в курсе ГПЗ проходят студенты СибАДИ. Есть завкафедрой СК д.т.н., профессор Макеев С.А. и д.т.н., профессор Краснощеков Ю.В. с той же
кафедры. Но нет, вдруг выскакивает Лапидус из Москвы и начинает теньна плетень наводить. Причина катастрофы заключается в том, что внезапно наружная несущая стена прекратила выполнять функцию опоры для плит перекрытия второго этажа и это послужило причиной для прогрессирующего обружения всех четырех этажей на локальном участке главного фасада. С причинами этого должна разобраться квалифицированная комиссия. Возможно, залили толстую бетонную стяжку под полы плюс кирпичных перегородок настроили, как это часто бывает в зоне бытовок и санузлов, анкеровку плит перекрытия к стенам ликвидировали или повредили и стена потеряла устойчивость.
1
0
Александр15.07.2015 09:13:18
А утверждать, что полка ригеля (или как выражается Лапидус полочка), из бетона марки 400, подвергнутого тепловой обработке в автоклаве, может сгнить(кстати, тоже термин непрофессиональный, это ведь не органика!) полная ерунда. Это и к колоннам тоже относится.
0
0
щучка15.07.2015 09:18:17
У нас так брательник подрастая начал боксировать печку тайком, бабка все удивлялась- почему кирпичи в печке...в итоге контрамарка обрушилась...
1
0
Александр15.07.2015 10:06:09
Вариант с упадническим качеством кирпичной кладки наружных стен должен быть одним из основных. На видео с места разбора завалов хорошо видно, как десантники перебрасывают друг другу кирпичи без следов раствора, фрагментов кладки из нескольких кирпичей я не видел, возможно просмотрел.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru