Некогда один из самых амбициозных и неординарных омских предпринимателей Василий Цой, чей бизнес за время следствия растаял как дым, а долг в 600 миллионов рублей остался, беседует с БК55 в преддверии вынесения приговора, намеченного на 4 августа.
- Василий Григорьевич, чем вы сейчас занимаетесь?
- Наукой.
- В какой области?
- Управление сложными социальными системами. Речь идет о крупных корпорациях, государствах, межгосударственных союзах и так далее.
- Почему от практики перешли к теории, пусть и уровнем выше?
- Бизнес стал мне скучен. Да и вообще, как известно, в России в целом и в Омске в частности сейчас с ним большие проблемы. На мой взгляд, наши политики не понимают, что происходит, а потому - не знают, что делать.
- Что вы имеете в виду?
- К примеру, многие проблемы у России происходят потому, что у нее, по сути, нет геополитических интересов. Именно поэтому мы так легко были спровоцированы и ввязались в ситуацию на Украине. Сейчас может возникнуть вторая болевая точка - Киргизия. После денонсации соглашения с США эта страна находится на перепутье - за кем ей идти: за Китаем или за Россией. Если мы себя неправильно поведем, то можем получить там вторую Украину, только вместо ЕС и США нам будет противостоять Китай.
Вот рассмотрением подобных ситуаций мы, собственно, и занимаемся с омскими учеными.
- С кем же вы работаете?
- С профессором ОмГУ Владимиром Ильичом Разумовым и его коллегами. Я реализовал на практике его теорию динамических информационных систем. Мы назвали этот инструмент инсейфинг. Кстати, методом уже заинтересовались американцы. Один из научных журналов в США уже опубликовал статью о нашей работе.
- Уголовный процесс не мешает концентрации над научной работой? Сколько лет он уже тянется?
- С кризиса 2007-2008 года. Тогда, если помните, первыми запаниковали банкиры. Они стали требовать досрочного погашения кредита. Говоря на жаргоне, они стали уходить в кэш, создавая «подушку безопасности». Слава богу, я попал в эту ситуацию одним из первых.
- Почему «слава богу»?
- Те, кто упали первыми во время наката экономического цунами, должны первыми и встать.
Кстати, из тех, кого я знал по началу своего бизнеса в 90-х, практически нет бизнесменов, кто не ходил бы под статьей, не был в бегах... Волна накрыла практически всех.
- Но, как ни крути, вы все еще остались должны солидные деньги.
- Я сразу же отдал банкам абсолютно все свои активы. На 2009 год их стоимость превышала мой долг более чем в два раза.
- Так в чем же дело, почему процесс не завершен?
- Дело в том, что есть такая профессия - арбитражный или конкурсный управляющий. Вы когда-нибудь слышали, чтобы они в итоге оздоровили какое-нибудь предприятие? За возможность распоряжаться моими активами дрались сразу семь или восемь таких «управляющих». В результате некоторое мое имущество было продано по цене менее 10% от его реальной стоимости. К примеру, самолеты, которые у меня были, ушли с молотка по цене половины капремонта установленного на них двигателя. Схема известна - конкурсный управляющий продает всё прежде всего аффилированным с ним лицам, те перепродают и так далее. В итоге банкиры остались ни с чем. А для того чтобы заблокировать все мои попытки как-то повлиять на ситуацию, конкурсные управляющие - я их называю рейдерами - и инициировали это уголовное дело.
- За решеткой сейчас находится много известных омских чиновников и бизнесменов - Гамбург, Шишов, Стерлягов, Дубин... Как вы считаете, с ними поступили справедливо?
- С точки зрения существующей сейчас в России системы их правильно посадили. Но при этом работать в этой системе, не нарушая законы, практически невозможно. Она перелопатит любого суперчестного человека. Поэтому особого смысла для общества в этих посадках я не вижу, фундаментально ничего не меняется. Лично я, столкнувшись в качестве бизнесмена с государством на разных тендерах, участвуя в госпрограммах, понял, что с ним лучше не иметь дела. Я дистанцировался от государственных денег. В моем уголовном деле о таковых нет ни строчки - ни о налогах, ни об откатах, ничего такого не фигурирует.
- Василий Григорьевич, судя по сегодняшнему настрою омской Фемиды, оправдательный приговор выглядит крайне маловероятным...
- К сожалению, я не сомневаюсь, что приговор будет обвинительным. Уголовное дело тянется уже седьмой год. Следствие, судебная система, надзорные органы уже просто не допустят такого варианта. Хотя к тому же судье у меня претензий нет: Игорь Владимирович Шевченко - толковый молодой юрист. Мне кажется, что как человек он понимает, что состава преступления нет. Но он - элемент системы. Поэтому для меня вопрос только один - будет ли реальный или условный срок. Мне уже много лет, поэтому я ко всему отношусь спокойно - что суждено мне испытать, то испытаю.
Наталья Николаева, Олег Ледянский