Известный омский бизнесмен Валерий Каплунат, в полной мере познавший «прелести» лихих 90-х, особых аналогий с ними в нынешней смерти строителя Виктора Берга не увидел - сейчас, по его мнению, скорее, виновата уже не слабость власти, а ее извращенная роль.
Можно ли это убийство считать возвратом в лихие 90-е? - На мой взгляд, однозначно нет. Ведь что характеризовало те времена? - Государство тогда устранилось практически из всех сфер жизни. Сегодня же оно уже вернуло свое влияние. Сейчас достаточно механизмов, позволяющих держать баланс в обществе.
Другое дело, что распространившаяся коррупция зачастую извращает позитивную роль государства. Результатом этого является, в частности, и тот факт, что полиция, следствие, суды порою становятся частью криминальных схем.
И чем дальше строители-неудачники наподобие Берга запутываются в кредитах, махинациях с деньгами пайщиков, тем больше они ищут теневого покровительства городских, областных чиновников и правоохранителей. Которые до поры до времени «крышу» вроде бы обеспечивают, но на самом деле проблемы не решают и от такого конца, как в случае с Бергом, уберечь, по сути, не могут. Отчасти, можно даже сказать, такие убийства спровоцированы этой системой, сложившейся ныне в обществе. Я даже не исключаю варианта, что Берг стал угрожать своей «крыше», и это она его в итоге и «придавила». Так что нет, повторюсь, сейчас не 90-е. Это 2015-й, сейчас другая эпоха. 90-е были годами независимого бандитизма, а сегодня бандиты - это «шестерки», подручные у высокопоставленных бывших и действующих чиновников, сколоченных в кланы. И практически во всех громких криминальных делах просвечивает эта извращенная роль государства.
Как я оцениваю непосредственно нынешнюю работу региональных властей и силовых структур? - Могу сказать только, что подобные убийства - это её прямой результат.
Я в сотый, тысячный раз повторяю, что бизнесом нужно заниматься профессионально. А любая «крыша», как я уже сказал, дает только иллюзию защиты, но при этом требует вполне реальную мзду. Которая впоследствии делает невозможным перевод этого конкретного бизнеса на нормальные рыночные рельсы. Начинается движение в тупик. Финал обычно предопределен - это тюрьма, крах, потеря бизнеса. А иногда - и жизни.