По оценкам специалистов, проблемы, аналогичные тем, которые, по предварительным данным, привели к трагедии 26 октября, есть в 20-40% омских строительных компаний.
Основной причиной ЧП в техническом плане, напомним, считается неисправность тупиковых упоров, которые должны были препятствовать сходу крана с рельсов, но со своей задачей не справились, и в итоге выкатившаяся на грунт многотонная машина рухнула на проезжую часть улицы Жукова, убив четверых.
Впрочем, речь, скорее, идет не о каком-либо дефекте упоров (хотя и сами по себе они уже считаются устаревшей конструкцией - по словам одного из наших экспертов, они у себя такие уже лет 10 не применяют), а о их неправильной установке. Упоры поставили фактически на самом конце кранового пути, а не за полтора метра (это по-хорошему, минимум - за полметра) до него. В СМИ даже проходила информация, что когда этот объект проверяли в 2013 году, один из упоров отсутствовал вовсе (но у нас пока нет данных, шла ли речь именно о том конце пути, с которого в итоге сошел 26 октября кран). Кстати, по результатам той проверки этот кран должен был эксплуатироваться только до декабря 2014 года - такие данные внесены в базу Ростехнадзора.
Некоторые строители также высказывают версию о произошедшем в результате подмыва недостаточно уплотненного грунта наклоне рельсов, из-за которого якобы кран и начал движение с ускорением, окончившееся сходом. Но следственные органы на эту тему пока особо не распространяются. Точно сказать, катился ли кран непроизвольно или был приведен в движение машинистом, сможет сам Фёдор Елькин, но пока 36-летний крановщик, лишь сегодня пришедший в себя в реанимации, не способен давать показания.
Между тем один из экспертов БК55 указывает, что, вероятно, Елькин (единственный, как выяснили следователи, аттестованный специалист на стройплощадке) тоже своей ошибкой поспособствовал катастрофе - он, судя по всему, поворачивал стрелу во время движения крана по рельсам, что вывело конструкцию из равновесия.
Таким образом, к трагедии, очевидно, привела совокупность разнообразных нарушений со стороны сразу нескольких лиц. Кого именно подозревает следствие, уже всем известно - помещены на два месяца под домашний арест учредитель ООО «Группа компаний «Жилстрой», экс-директор обанкротившегося ООО «ИПК «Жилстрой» Виктор Полукаров и мастер строительного участка Сергей Масленкин (вину директора «Джаст Фит Лайф» Константина Семенова следком доказать не успел, и тот был отпущен по истечении 48 часов с момента задержания). Неофициальные источники также говорят о допросе другого известного омского строителя Константина Петренко, которому некоторые СМИ приписывают реальный контроль над частью бизнеса Полукарова (будто бы отошедшей к нему за долги). Однако по мнению других экспертов, за злосчастный кран Петренко уж точно не отвечал - по данным БК55, в упомянутой базе Ростехнадзора, подъемный механизм, как и еще четыре его «собрата», до сих пор числится за обанкротившейся «ИПК «Жилстрой» (в связи с этим, кстати, показания подозреваемых о том, что они будто бы не знают, что это вообще за кран, кажутся как минимум странными). Рухнувший кран входил в конкурсную базу банкрота и вскоре должен был быть продан конкурсным управляющим Владимиром Виноградовым. Кстати, теоретически существует возможность привлечения к ответственности и г-на Виноградова - формально именно он являлся руководителем компании с августа этого года, когда отстранил от руководства г-на Полукарова. Узнать точку зрения самого управляющего по данному поводу нам пока не удалось - его сотовый телефон не отвечает вторые сутки подряд.
В целом, как резюмируют наши собеседники, такие же нарушения систематически допускаются как минимум в каждой пятой омской СК (скептики говорят даже о 40% фирм-нарушителей, а СМИ со ссылкой на испуганных рядовых строителей - и обо всех ста).