Для того чтобы получить со страховой компании полмиллиона, женщине пришлось немножко умереть.
В Кировском суде жарко. Открытые окна не помогают, а кондиционерами оборудован лишь один зал заседаний. «Но там ещё хуже», – признаётся судья Гончаренко.
Процесс, ради которого все собрались сегодня в зале суда, чем-то напоминает приключенческий фильм. В нём сплелись воедино семья, деньги, поддельные документы, бегство за границу, смерть и воскресение из мёртвых.
Одна из обвиняемых, 35-летняя Мария Рассохина, чувствует себя не очень хорошо и в какой-то момент просит выйти подышать. Женщину можно понять: она уже почти пять лет как мертва. Умерла в Тобольске, из-за проблем с сердцем.
Земной путь Марии мог, наверное, окончиться и в Омске. Однако омские медики оформляют справки о смерти на специальных бланках с водяными знаками. Гораздо проще подделать новосибирский или тюменский документ, их пишут на обычной желтоватой бумаге – рассказывает суду приглашённая сотрудница ЗАГСа.
Качественная подделка позволила женщине получить официальное свидетельство о собственной смерти, а затем – страховку, которую Мария использовала для погашения ипотечного кредита. В случае её смерти страховщики должны были погасить долг по ипотеке и выплатить небольшую компенсацию – всего вышло примерно полмиллиона рублей.
Лично прийти в страховую компанию и заявить о своей смерти женщина не решилась: эта обязанность легла на плечи её брата Александра.
Брат ты мне или не брат?
Об Александре Никитине все свидетели говорят только хорошее. Он уважает сестру, прислушивается к её мнению, помогает. Никогда не задаёт лишних вопросов.
Когда осенью 2011-го сестра позвонила и попросила о помощи – не отказал. Всего-то нужно было съездить в страховую компанию и отвезти туда документы. В том числе – свидетельство о смерти.
«Но ты же жива», – попытался возразить Александр.
«В подробности не вдавайся. Просто отвези», – развеяла все сомнения Мария.
Он и отвёз. При этом не подозревал, что страховая компания на его основе перечислит какие-то деньги. Честное слово. Заявление какое-то подписал, потом ещё пару раз ездил в страховую. Там начали что-то подозревать, затребовали дополнительные документы – и Александр «довёз» медицинский акт освидетельствования тела.
Спустя какое-то время одолжил сестре банковскую карточку. Ну, понадобилась зачем-то. Может, на неё деньги приходили, может, нет: смс-информирование мужчина не подключил. Позднее – и также по просьбе сестры – он продал квартиру и передал полученные 1 700 000 рублей Марии.
Брата с сестрой обвиняют в мошенничестве. Следствие предполагает, что действовали родственники по преступному сговору, однако из показаний Александра следует, что это не так. Он просто не задавал лишних вопросов и делал то, о чём просила сестра. И нет, глупым он отнюдь не кажется.
Неудержимая
Провернув выгодную сделку с недвижимостью, Мария не успокоилась. Спустя несколько месяцев «умершая» начала оказывать услуги по оперативному оформлению санитарных книжек. Конечно, за деньги. Конечно, нелегально.
На них мошенница и попалась. А затем дотошных полицейских, проводивших расследование, ждал сюрприз: задержанная оказалась немножко мёртвой. Тем временем, узнав о волшебном «воскресении», зашевелилась страховая компания...
Дело это расследовали ещё в 2012 году. Гособвинитель зачитывает протоколы очных ставок четырёхлетней давности. За каждым – маленькая житейская история. Кому-то нужно было срочно завести санитарную книжку, кому-то обновить, кому-то пройти необходимые проверки. А времени не было: подвернулась выгодная работа, каждый день на счету.
«Мы не знали, что это нелегально, и вообще считали, что Рассохина работает в больнице», – доносится из недалёкого прошлого нестройных хор потерпевших.
Обвиняемая – тоже из 2012-го – возражает: «Меня просто неверно поняли. Я говорила, что нахожусь в больнице, и да, в момент телефонного разговора действительно в ней находилась...»
В тот раз передать дело в суд не удалось. В разгар следствия Рассохина вместе с мужем и сыном улетела отдыхать в Египет, после чего... на несколько лет они затерялись на просторах Украины. Там у женщины появились новые друзья, связи.
В Омск Мария вернулась лишь в 2015-м. Узнала, что находится в федеральном розыске, и приехала разбираться. Почему границу пересекла по подложным документам? Чтобы раньше времени не задержали.
Вину женщина признаёт частично. В мошенничестве раскаивается, к поступку своему относится отрицательно, сговор с братом отрицает. На время процесса Марию решили оставить на свободе.
В Египет она, по крайней мере, теперь точно не улетит.
Александр Зуев