Новости. Омск

Испания

«Дорогая, ты сбила бомбардировщик «Хейнкель!»

Мария Долина, 587-й полк бомбардировщиков

В годы войны в ряды Красной армии влилось около миллиона женщин, имевших самые разные специальности: саперы, танкисты, снайперы, пулеметчицы. 92 были удостоены звания Героя Советского Союза, 50 из них посмертно.

Женщины, которые летают, сражаются, побеждают и падают, изрешеченные пулями, обожженные, изувеченные. Некоторые даже погибают самой страшной смертью, когда выбрасываются из горящего самолета, не имея парашюта. Героический, стремительный и страшный мир боевых самолетов в женской версии. В книге «Ночные ведьмы» московский историк Любовь Виноградова, постоянно сотрудничающая с такими авторами, как Энтони Бивор, написавший вступление к книге, и Макс Хастингс, на основе подлинных документов и прямых свидетельств рассказывает о великом подвиге советских летчиц в годы Второй мировой войны.

Она пишет так, как пишут женщины, уделяя внимание тем затрагивающим душу сторонам, которые обычно опускают: разделение семей, трудности с подбором подходящей одежды (вначале им выделяли мужскую одежду, включая трусы), слезы, когда обрезали косы, насмешки и домогательства со стороны пилотов мужчин, как правило, подвыпивших; проблема противозачаточных средств (Виноградова описывает сцену, когда летчицы с завистью рассматривают конфискованный у врага презерватив, что было тогда большой редкостью) или пошив нижнего белья из парашютов сбитых немецких десантников. Можно себе представить, как это унижало фашистских летчиков. То, что тебя подбила женщина, уже позор, наверное, думали про себя летчики Люфтваффе, но чтобы они еще трусы себе шили из твоего обмундирования…

«В немецкой армии не было женщин бойцов, не то чтобы пилотов», – рассказывает Виноградова. «Естественно, они вызывали у них большое любопытство. Тем не менее с теми летчицами, которые попадали к ним в плен, они обращались весьма жестоко». Прежде всего, их раздевали, чтобы проверить пол. Когда Лину Смирнову сбили, продолжает Виноградова, она пустила себе пулю, чтобы не быть взятой в плен.

Воодушевление от одержанных побед было таким же, как у мужчин. Иногда оно проявлялось весьма своеобразно. «Ты сбила «Хейнкеля», дорогая!», – крикнула механик Лере Хомяковой, когда та приземлилась после воздушного боя с целой группой немецких бомбардировщиков. Тут же весь женский наземный персонал окружил и расцеловал летчицу. Вскоре она погибла. Ее тело нашли на подсолнечном поле.

Была ли для летчиц борьба с мужским сексизмом в их собственных рядах столь же острой, как и с немцами? По сравнению с большинством женщин в Советской армии, летчицы находились на особом положении. Неприкрытое домогательство пресекалось. Но дискриминация все же была. Мужчины забирали себе истребители, на которых летали женщины, презрительно называли их «куклами». Наиболее наглядным примером могут служить восклицания пилотов мужчин на летном поле под Сталинградом, когда им сообщили о прибытии женского бомбардировочного полка: «Срочно всем в укрытие! В небе девчата, которые пытаются приземлиться». Выдающейся летчице Раисе Беляевой, еще до войны участвовавшей в авиашоу, приходилось выслушивать от командира истребительного полка, в котором она воевала, буквально следующее: «Не хочу посылать тебя на задание, уж слишком ты красивая». Конечно, она воспринимала это как оскорбление. Женщинам, у которых зачастую летного опыта было больше, чем у их боевых товарищей мужчин, приходилось постоянно доказывать свое умение и смелость. Участвуя в воздушных боях, они постепенно завоевали уважение к себе.

В СССР на борьбу с фашизмом было мобилизовано небывалое количество женщин. Ничего подобного не наблюдалось ни раньше, ни после: в ряды Красной армии влилось около миллиона женщин, имевших самые разные специальности: саперы, танкисты, снайперы (про них Виноградова напишет свою следующую книгу), пулеметчицы. 92 были удостоены звания Героя Советского Союза, 50 из них посмертно. Они стали единственными женщинами в мире, которые в этом кровавом конфликте управляли боевыми самолетами, зачастую вступая в бой с опытнейшими асами Люфтваффе и, к немалому удивлению последних, одерживали над ними победу.

«Когда я вижу аэроплан с черными крестами и свастикой на хвосте, у меня возникает лишь одно чувство: ненависть. И это заставляет меня еще тверже жать на гашетку бортовых пулеметов», –  говорила хрупкая, но при этом смелая и решительная Лиля Литвяк, имевшая позывной «Белая лилия». Она принимала участие в боевых действиях под Сталинградом и Курском. Рассказывают, что однажды она сбила одного знаменитого немецкого аса, который буквально немел от изумления, когда ему представили соперника, который его победил. Рассказывают, что он даже попытался поцеловать ей руку, но Виноградова утверждает, что это пропагандистский ход. Литвяк, одна из самых знаменитых женщин, летавших на истребителях, пропала без вести в августе 1943 года во время выполнения задания на своем Як-1 № 18. Ей был 21 год. На счету Литвяк 12 сбитых вражеских самолетов. Ее можно сравнить с Сент-Экзюпери или Амелией Эрхарт. До 1979 года не удавалось опознать ее останки. Лишь найденные фрагменты нижнего белья, в частности бюстгальтер, сшитый из парашютного шелка, указывал на то, что речь шла не о простой летчице.

Действительно Литвяк соответствовала тому героическому ореолу, который ее окружал? Она была невысокого роста и очень красивой, с зелеными глазами и роскошными волосами. Очень любила танцевать. Старалась красиво одеваться, пользовалась повышенным вниманием молодых летчиков. Обладала сильным характером и стремилась к славе. Как и многие другие, хотела быть хорошей летчицей, не теряя при этом свою женскую привлекательность. Ее смелость не знала границ.

Любимая история Виноградовой тоже связана с Литвяк: «Однажды после боя она совершила вынужденную посадку на местность с высокой травой. Двое советских солдат бросились на поиски летчика, но никак не могли ее найти. И тогда услышали звонкий девичий голос: «Я пилот». Лиля была столь невысокого роста, что в траве ее не могли разглядеть».

Литвяк, пишет Виноградова, была самой что ни на есть сорвиголовой. Ее неоднократно подвергали наказаниям за нарушение дисциплины и некорректное поведение. Она была возлюбленной знаменитого аса Саломатина, разбившегося незадолго до нее во время выполнения сверхрискованных воздушных фигур.

А как обстояли любовные дела у этих летчиц? «Они были очень юными, и вначале среди них преобладал настрой на то, что «война не место для романов». Но бои были затяжными, и девушки стали понимать, что они не могли ждать окончания войны, чтобы начать жизнь заново, потому что война и была их жизнью, и становилось вполне вероятно, что другой потом может и не быть, учитывая то, сколько их погибало. Многие вернулись с войны замужними, другие потеряли своих товарищей в боях». Писательница рассказывает о многих замечательных парах и лишь об одном случае однополой любви.

Женщины в советской авиации в годы Великой Отечественной войны, подчеркивает Виноградова, не только управляли истребителями и бомбардировщиками, были членами экипажа, наводчиками, радиотелеграфистами и зенитчиками, а также работали наземными механиками, занимались обеспечением боеприпасов и горюче-смазочных материалов. В составе ВВС Красной Армии было три авиаполка, укомплектованных исключительно женщинами: истребительный (586), тяжелых бомбардировщиков (587) и ночных бомбардировщиков (588). Летчиц последнего как раз и называли «Ночными ведьмами». Именно под этим названием (несколько принижающим величие их подвига) вышел перевод на испанский язык книги Виноградовой, которая в оригинале называется «Защищая Родину». «Легенда гласит, что это название дали им немцы, которых они держали в постоянном напряжении, нанося по ним удары с хрупких фанерных учебно-тренировочных бипланов По-2. Ввиду характерного шума их двигателей немцы называли По-2 швейными машинками. Но я думаю, что это название дали им сами летчицы. Они воистину достойны восхищения. Требуется немалое мужество, чтобы вести боевые действия на этих машинах, которые загорались от малейшей искры. Многие летчицы погибли ужасной смертью. В целом, количество потерь среди женского летного состава, воевавшего на передовой, было огромным. Около одной трети. Точную цифру назвать трудно. В ночном легкобомбардировочном авиационном полку, где потери возмещались за счет собственного личного состава, количество убитых и раненых составило 50% от первоначальной численности полка».

Социальная принадлежность летчиц была самой различной. Среди них были учащиеся, колхозницы, рабочие. Многие из них окончили летные школы ДОСААФ. Многим из них, как их сверстникам юношам, война предоставила возможность осуществить свою мечту покорения неба. Но осуществляли они эту мечту в тяжелейших условиях. В романе «У войны не женское лицо» лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич приводит свидетельство одной из «ночных ведьм» Александры Поповой, скончавшейся в 2013 году в возрасте 91 года. Бывшая летчица рассказывает, что от стресса у некоторых женщин прекратилась менструация. Зато другая летчица, капитан Клавдия Терехова, вспоминает: «Мы летали и сбивали воздушных асов! Мужчины в изумлении наблюдали за нами. Они восхищались нами».

Среди плеяды женщин-пилотов особо следует отметить Марину Раскову, которая начала летать еще до войны. Именно она стояла у истоков создания женских авиационных полков и была тайным сотрудником НКВД. Ее девиз был: «Мы можем все».

Как сложилась их судьба после войны? В армии остались очень немногие. По сути дела, ведь и мобилизовали-то их из-за того, что грянула война. Многие из них, которые раньше летали на гражданских самолетах, вернулись к своей профессии. Но летная жизнь и создание семьи трудно сочетаются друг с другом. Тем немногим, которые все же остались в ВВС, в итоге пришлось уступить свои места мужчинам. Они нужны были в армии лишь на время войны».

Вспоминают ли сейчас в России о подвигах женщин-пилотов? «В целом, граждане России очень гордятся героями и героинями Великой Отечественной. При этом многие или даже большинство отдают предпочтение советской пропаганде, а не тому, что имело место в действительности. Женщины-пилоты, о которых я писала, не очень известны, за исключением знаменитых «ночных ведьм». Сейчас, продолжает Виноградова, ни одной из них не осталось в живых. «Когда в 2009 году я начала собирать материалы для книги, то еще смогла побеседовать с некоторыми из них. Они были очень горды тем, что совершили, а я очень гордилась ими!». Каков был их реальный вклад в дело победы над врагом? «Авиационный полк, насчитывавший хотя бы дюжину летчиков, был весьма весомым фактором на Восточном фронте, где ощущалась острая нехватка самолетов и опытных пилотов. Бесспорно, три женских авиационных полка внесли свой весьма ощутимый вклад. Кроме того, они сыграли большую роль в поднятии боевого духа женщин, как военных, так и гражданских, на плечи которых легло тяжелейшее бремя».

Хасинто Антон

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

3
0
Юстас09.05.2016 17:04:23
Хасинто Антон, я не знаю кто ты, но могу точно сказать, что ты *!
Ты что озабоченный!
Был секс или не был тебе *это надо, /отмодерировано/.
Это Люди которые шли на верную смерть и прекрасно это осознавали, но они ни как не предполагали, что их подвиг будет интересовать будущее поколение меньше чем, был секс в Армии или нет.
Вот *!
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru