Хотя некоторые регистрируют свои фирмы на Сейшелах или в Гонконге.
На наших глазах обрастает новыми подробностями «дело о панамских документах», которое уже успели назвать «Панамагейтом». Напомним, что ещё в начале апреля произошла утечка конфиденциальных документов панамской юридической компании Mossack Fonseka, занимающейся в течение 40 лет регистрацией и сопровождением офшоров. Уже из первых порций информации стало ясно, что речь идёт об активном выводе денег в офшоры, которым занимаются люди, близкие к высшим эшелонам власти в разных странах мира. В том числе и в России.
Вчера, 9 мая, в сети появились новые сведения из «панамских файлов», касающиеся уже не видных политиков и их друзей (среди которых выделяется один виолончелист), а менее заметной публики. Есть среди новых фигурантов и жители Омска.
Для нашего города тема офшоров, конечно, новой не является, и её неоднократно поднимали в том числе на страницах БК55. Омские бизнесмены и руководители крупных компаний так же, как и любые другие, хотели бы платить меньше налогов и защитить свою собственность от рейдерских захватов. Кому-то, вероятно, нужно скрыть имя истинного владельца бизнеса или даже «отмыть» криминальные доходы.
Среди самых громких для Омска историй, связанных с офшорами, стоит упомянуть дело Шишова: экс-главу «Мостовика» подозревают в выводе почти полутора миллиардов при строительстве олимпийских объектов и моста на остров Русский на счета фирм-однодневок, а оттуда – на Кипр. Известно, что «ОмскВодоканал» ещё в 2013 году вывел в офшоры 1,2 миллиарда рублей, потраченных потом на дивиденды и вознаграждение внешнему управляющему. Почти 60% акций Иртышского пароходства в марте прошлого года перешли к трём кипрским компаниям.
Российские власти регулярно заводят речь о «деофшоризации» отечественной экономики. Интересно, что те же акции пароходства уже через месяц вернулись к российским компаниям. Но в целом ситуация не улучшается, и это было понятно даже до «Панамагейта». Так, в декабре 2015 года 55% акций «Омского каучука» перешли в собственность кипрской компании Holdbond Limited. Происходят и совсем неожиданные вещи: например, по данным движения «Голос», прошлогодняя предвыборная кампания Виктора Назарова финансировалась в том числе со счетов фирмы, собственник 25% которой – Marbale Universal Corp с Британских Виргинских островов.
Всего во вчерашней порции новых данных «Панамагейта» простым поиском находятся 15 омских адресов. Среди фигурантов списка, например, некто Galinin V. Andrey – неизвестно, имеется ли в виду финансовый директор ООО «Алкогольная Сибирская группа» Андрей Владимирович Галинин или какое-то другое лицо. Помимо русских имён (Владимир Дегтярёв, Олег Беляев, Юрий и Елена Мартыновы), есть английские и китайские. Интересно, что в большинстве своём офшоры зарегистрированы не на Кипре или Сейшелах, а на Британских Виргинских островах.
Будет ли «Панамагейт» иметь какие-то последствия для российской экономики, пока неясно. Первые публикации показали, что на политическую реальность он точно не повлияет – по крайней мере, пока.