Известный омский экономист, бывший замглавы областной налоговой инспекции Сергей Евсеенко прокомментировал для БК55 «засветку» в «панамских бумагах» офшоров, принадлежащих омичам.
– Думаю, что всю эту информацию давно уже имеют соответствующие органы, вопрос только в том, когда по ней будут и будут ли сделаны оргвыводы. В принципе, то, что офшоры стали частью 20-летней истории первоначального накопления капитала, – это вполне приемлемо. Но всякое тайное, как известно, долго не может оставаться таковым – когда-нибудь да «вытайнит» (как это происходит, в частности, и в рамках этого скандала). Не думаю, что для кого-то тут могут быть уголовные последствия, хотя и это полностью исключить нельзя, а вот с точки зрения политики в подобных утечках могут быть большие бомбы. Понятно, что российская система отличается большой избирательностью, но в любом цивилизованном обществе такая информация – это политическая катастрофа. Персонификация данных об офшорах – отравляющий яд для любой политической или чиновничьей карьеры. Другое дело, повторюсь, что кому-то это можно, а кому-то нет. И кто в какой список попадет, неизвестно. Но в любом случае для гражданского общества – это, безусловно, любопытная информация. И, как ни крути, небезопасная для тех, чьи фамилии будут фигурировать в подобных утечках. Ведь офшоры сродни обналичке, отмыванию денег, только это более «интеллигентная» форма, высший пилотаж подобных сомнительных операций.
И еще отмечу один момент. Нужно понимать, что государство уже вполне явно говорит: «Все, шабаш, приехали. Дальше этим заниматься нельзя». Сигнал звучит достаточно точно: «Ребята, хорош». То же самое произошло и с обналичкой, которой сколько лет баловались, но в итоге Мацелевич и К, которые, похоже, долгие годы занимались ей в промышленных масштабах, уже за решеткой. Могли, конечно, там оказаться и много раньше, но тем не менее точка была поставлена. То же самое происходит и с офшорной историей.
Офшоры – это всегда против государства. Они никогда не были разрешены, но и не были запрещены, и те, кто пользовался этим инструментом, всегда балансировали на грани. Поэтому реакция государства вполне может последовать, причем с восклицательным знаком для органов. Обратите внимание, что когда Путин объявлял офшорную амнистию, капитал в страну практически не вернулся, это подтверждает закон, что нечестно заработанные деньги уже не возвращаются в том же качестве, с ними стоит попрощаться. Они в большинстве случаев если приходят, то уже в виде «отмытых» иностранных инвестиций, которые при изменении курса так же легко и уходят.
Все государства на словах борются с офшорами, но принять реальные меры по понятным причинам мало у кого получается. Будут ли последствия в данном случае – тоже пока непонятно, посмотрим, когда эти данные приобретут более предметную информацию. Органы должны поработать, пощупать. Кстати, обратите внимание, что этот вброс появился в год выборов, возможно, кто-то попытается использовать его, чтобы убрать своих политических конкурентов.