Новости. Омск

Кристофер Торнхилл: «С точки зрения административного права Россия ближе к Латинской Америке»

Фото: Максим Самылкин.

Под крылом Омской юридической академии прошла конференция, посвященная будущему отечественной судебной системы.

На излете прошлой недели в Омске собралось больше двух десятков судей и ученых-юристов из европейских и азиатских стран. Целью их визита была организованная Омской юридической академией конференция «Административные процедуры: сравнительно-правовой аспект».

О серьезных вещах, скрывающихся за этим непростым названием, мы поговорили с Кристофером Торнхиллом, профессором публичного и административного права в университете Манчестера.

– Тема конференции звучит достаточно абстрактно. Скажите, в чем ее практическое значение? Что побудило вас проделать этот достаточно неблизкий путь и прибыть в Омск?

– С практической точки зрения административные процедуры являются важнейшим элементом правового государства. Это один из ключевых индикаторов качества демократии в стране, ведь именно административное право определяет порядок взаимодействия между гражданином и государством в том месте, где их интересы входят в контакт.

Мы с коллегами исследуем этот важный аспект, изучаем состояние административного права в разных странах. Развитие законодательства, взаимоотношения между административным правом и конституцией. В проекте принимают участие ученые из разных стран, а сам он щедро финансируется Европейским исследовательским советом.

– Что вы можете сказать о ситуации с административным правом в России?

- Последние достижения России (в 2015-м был принят Кодекс об административном судопроизводстве – прим. БК55) в этой области очень интересны и важны для нас. Однако стоит отметить, что наши с вами «нулевые уровни» были совершенно разными. К моменту начала преобразований в 90-х институциональная система российского общества была очень слабой, в то время как в Европе соответствующие отрасли права развивались столетиями. Потому сравнение с Европой в этой области не очень помогает. Гораздо удобнее сопоставлять Россию со странами Латинской Америки. Не в экономическом плане, конечно же, здесь различия очень велики – а в сфере масштаба конституционных преобразований за последние 20 лет.

И в таком разрезе ситуация в вашей стране кажется мне благоприятной. Судебная правовая реформа, проведенная в начале двухтысячных, стала частью масштабных институциональных преобразований. И в целом, на наш взгляд, была успешной: привела к серьезным трансформациям внутри институтов власти, а также в их отношениях друг с другом и с обществом в целом.

- Одним из последних нововведений является усложнение подачи административного иска рядовыми гражданами. Вести их дело в суде теперь имеет право только представитель с высшим юридическим образованием. Как обстоят с этим дела у вас на родине?

– В Великобритании считается, что обращение в суд против государства – это крайняя мера. Последняя инстанция. До того конфликт пытаются разрешить неформально. На уровне самих государственных органов, обращаясь в специальные административные трибуналы. Эта система позволяет решить большинство вопросов, не доводя их до суда.

Обращение же в суд с иском против госорганов – это дорого, очень дорого. Стоимость подачи иска достигает 10000 фунтов стерлингов, потому частные лица стараются сперва сначала найти финансирование. Обычно за финансовой и правовой поддержкой по таким делам граждане обращаются в специализированные общественные организации. В ряде случаев такую помощь могут оказывать неправительственные правозащитные организации.  

– А по каким вопросам британцы чаще всего судятся с государством?

– Сейчас одна из главных тем – иски, связанные с миграцией. Важное место занимают также дела о нарушении государством права на частную жизнь, обычно – в целях обеспечения безопасности. Эти две категории дел наиболее часты и наиболее противоречивы. Наши органы власти наделены большим объемом дискреционных полномочий, то есть многие вопросы могут решать самостоятельно, без оглядки на жесткие инструкции или регламенты. Фактически в таких делах определяется степень допустимого влияния государственной власти на общественные отношения.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

1
0
нг06.06.2016 22:24:34
Хорошая статья. Но хотелось бы побольше послушать человека. Может, затуманенные мозги некоторым прояснит.
-
Да, стоимость иска к государству высока, но при проигрыше государства оно "попадает" на суммы, гораздо большие.
В россии же пока не так.
Далеко не так...
И администрация города может запросто "разъяснить" судам, как себя вести..
0
0
мимо проходил07.06.2016 04:02:23
Для нг: не прояснит, потому что не может прояснить в принципе. Изначально нет хотя бы желания государства воспринять обязанность свою обеспечивать права выигравшей стороны в полном объеме. Схожее, скажем так, с феодальным (по психологии отношения к гражданам) государство никогда не признает равенство себя даже сумме своих гражданских частей в споре, изначально обозначенном как диагональный, а не горизонтальный. Геометрию в головах - не поправишь. Хоть за-обращайся в любые организации - не приравняешься, пока организация не станет в глазах контрагента-государства уровнем не просто иностранного государства, а еще и статусом иностранного гос-интереса. Да и - неудивительно это, однако: речь-то - об административном характере споров. А в нем есть принципиальная разница между работой "от имени" и работой "в интересах". Вот, скажем, собралась тусня флешмобная просто ради забавы, и если она не мешает собственникам права на выражение административного порядка, она не будет подлежать административным основаниям действий по отношению к ней. Причем не будет, НЕСМОТРЯ НА принципиальную идентичность их действий любой другой тусне, которую посчитают (даже в потенциале далеких по времени последствий претендующей на какие-то хотя бы мелочные проявления) изъятием права на административное выполнение своих прав чиновниками. Последствия административного по характеру возникающего несогласия граждан с действиями представителей государства уже изначально не равны, так как администрация действует не от их имени, а якобы от имени всех даже будущих граждан, еще не рожденных, чей интерес якобы может быть нарушен такой тусней (так как в в будущем - может, как знать, измениться степень ощущения свободы данными будущими гражданами). Поэтому неравенство будет далее присутствовать в споре, и приводить к отсутствию последствий (включая материальное возмещение, как частность, о которой ведет речь нг) или их смешной величине по несопоставимости возмещения нарушенных прав. Так как действует администрация в данном случае - "в интересах"...
1
0
мимо проходил07.06.2016 04:21:56
Для нг - еще: да и как вообще это может что-то прояснить, если институт согласительных процедур, описанный им по поводу специализированных общественных организаций, изначально у нас будет натыкаться на вопрос Паниковского с Шурой Балагановым "ты - кто такой?"?!.. За общественными организациями для этого должно быть изначально признано право быть выразителями ЛЮБОГО интереса, как ОБЩЕСТВЕННОГО! А у нас обществом считается только абстрактное общество в целом, а вовсе не группа людей, объединенная единым общим интересом. Последствия обобществления это, однако, идущие из времен СССР как эволюции отношения государства после ликвидации института царизма. Так что - долго еще "не так" будет...
0
0
иван08.06.2016 15:07:29
Согласен, хорошее интервью со знающим человеком. Администрации муниципалитетов в России в принципе обленились - по любому вопросу направляют в суд. Разучились самостоятельно принимать более-менее значимые решения ))
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru