После публикации «БК» о странной связи главного областного телерупора с частной фирмой, резво подминающей под себя рынок лифтовой рекламы, в редакцию стали стекаться и другие сведения, свидетельствующие о прочих возможных сомнительных «подработках» топ-менеджеров телерадиокомпании.
В статье «Малькевич наладил «трансляцию» в лифтах?», напомним, демонстрировалась связь между «12 каналом» и персонально замом Александра Малькевича, руководителем «Агентства рекламных технологий «Омск» (рекламный отдел канала, «дочка» ОРТРК) Ириной Юдиной, с одной стороны, и фирмой «Интермедиа» Ольги Шевчук, стоящей за новым оператором лифтовой рекламы «Лифт55», за три месяца завоевавшим больше трети рынка, с другой. Уже после публикации от независимых друг от друга источников мы узнали, что г-жа Шевчук, если не лучшая подруга, то уж, скажем так, очень хорошая знакомая г-жи Юдиной.
В субтитрах – дочь, зять, подруга и бухгалтер
По совету наблюдателей мы обратились к самому что ни на есть официальному и при этом надежному источнику – порталу госзакупок. Беглый анализ заказов, размещавшихся Главным управлением информационной политики Омской области за последние год-полтора, показал правоту критиков, утверждавших, что значительная часть контрактов, до прихода г-на Малькевича достававшихся самой «двенашке», сейчас проходит через фирмы-«прокладки». То есть не исключено, что реально работы по-прежнему выполняет «12 канал», но только после того, как свою комиссию (по некоторым данным, до 30% от суммы контракта) получит посредник, чей вклад лишь участие в аукционе или запросе котировок.
Одним из таких посредников, судя по всему, является и «Интермедиа» г-жи Шевчук. Но круг деловых связей г-жи Юдиной не ограничивается одной лишь знакомой – в процессе активно участвуют и родственники, прикрытые другой фамилией, а также прямые подчиненные. Речь, в частности, идет о фирмах «Салон печати «Диалог», «Меркурий» и «Мастер Медиа». Учредителем салона печати, по данным ЕГРЮЛ, является Маргарита Охотина, по неофициальной информации, дочь г-жи Юдиной, директором – её муж Александр Охотин. В «Меркурии» супруги Охотины – соучредители в равных долях. Учредителем «Мастер Медиа» является Ольга Бабенко, начальник отдела продаж «АРТ «Омск» и, по сторонним данным, бухгалтер во множестве других фирм г-жи Юдиной.
Вышеупомянутые четыре фирмы, в разнообразных комбинациях создавая видимость конкуренции, выиграли уже не один контракт с ГУИП не на один миллион. Один только «Диалог» по примерным подсчетам взял за полтора года больше 2 миллионов рублей. Нервные смешки вызывает ситуация, когда салон печати (!) выигрывает конкурсы на «Оказание услуг по субтитрированию новостных программ, выходящих в эфире СМИ, осуществляющего телевизионное вещание телеканала».
Обычно создавая лишь видимость борьбы (хотелось бы обратить на это внимание регионального Управления Федеральной антимонопольной службы), «близкородственные» фирмы, понятно, практически не сбивают стартовую цену, заставляя наш областной бюджет в лице ГУИП платить больше, чем было бы при реальной конкуренции. Когда же появлялся настоящий конкурент и цена падала, наши фигуранты, что называется, «сливались». Пример – годичной давности аукцион на «Оказание услуг по размещению видеороликов и радиосюжета с социальной рекламой, сопровождающей кампанию по пропаганде и популяризации идей доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения Омской области». За контракт с начальной ценой в 700 тысяч рублей с «Салоном печати «Диалог» боролась «Группа компаний «Реклама Онлайн», которая сбила в итоге цену до 393 тысяч, после чего фирма дочери Юдиной выбыла.
Торг на копейку
Спасибо «Рекламе Онлайн» не только за сэкономленные 300 с лишним тысяч бюджетных рублей, но и за демонстрацию уровня «накрутки» в 44%, не доставшейся на этот раз посреднику. Чаще же, увы, бюджет получал «копеечную» экономию.
Возьмем, например, электронный аукцион от 2 сентября прошлого года на оказание услуг по тому самому субтитрированию новостных программ. Начальная цена контракта немалая – 0,8 миллиона, или, точнее, 814 тысяч рублей. Соперники «сбили» цену до 805 тысяч 860 рублей аж на целый 1%! «Меркурий» четы Охотиных в итоге одолел «Интермедиа» Шевчук, то есть предполагаемая подруга г-жи Юдиной уступила её дочери и зятю.
Еще меньше выиграл бюджет при запросе котировок 27 августа 2015-го. Контракт на «Оказание услуг по созданию и размещению телевизионной передачи социальной направленности для инвалидов и других маломобильных групп населения региона с сурдопереводом в эфире средства массовой информации, осуществляющего телевизионное вещание телеканала» с начальной ценой в без малого полмиллиона – 499 тысяч рублей – опять забрал «Меркурий». За 498 тысяч – экономия в тысячу рублей, или 0,2%! Проигравший – снова ООО «Интермедиа», ограничившееся повторением стартовой цены.
Периодически «независимые» посредники вступали в «ожесточенную борьбу» с посредником «официальным» – тем самым «АРТ «Омск» (работающим, кстати, за те же 30% комиссии). Так, например, 5 июня прошлого года «Салон печати «Диалог» отвоевал у рекламного агентства «двенашки» право на «Оказание услуг по проведению телевизионных трансляций значимых спортивных мероприятий, проводимых на территории Омской области» с начальной ценой в 700 тысяч. Контракт был заключен по цене 693 тысячи 500 рублей, то есть дочка г-жи Юдиной победила маму со скидкой в 6,5 тысячи.
Месяцем раньше с «АРТ «Омск» «боролась» фирма «Интермедиа» г-жи Шевчук за контракт на «Оказание услуг по подготовке и размещению в эфире средства массовой информации, осуществляющего телевизионное вещание телеканала, социальных материалов о здоровом образе жизни, занятиях физической культурой и спортом, информационных сообщений о проведении физкультурно-спортивных мероприятий в Омской области». Тут уже, правда, подруга уступила Юдиной, сбившей цену со стартовых 299 тысяч аж до 296 тысяч 10 рублей. «Реальная» экономия – меньше 3 тысяч.
«Для разнообразия» приведем один конкурс с участием фирмы подчиненной г-жи Юдиной. Картина с наличием (а точнее отсутствием) конкуренции тут та же. 24 марта прошлого года компания «Мастер Медиа» г-жи Бабенко «боролась» с «Салоном печати «Диалог» за очередной контракт на субтитрирование. Начальная цена в 2 миллиона 232 тысячи 508 рублей была «существенно» снижена до 2 миллионов 210 тысяч 183 рублей. Подчиненная Юдиной «профессионально» обошла на этот раз её дочь.
Еще только полбеды?
Отдельный вопрос – доходы от размещения рекламы на «12 канале», которым занимается, напомним, «АРТ «Омск» г-жи Юдиной. Злые языки утверждают, что львиная их доля идет мимо бюджета самой телерадиокомпании. Но, чтобы установить, соответствует ли это утверждение истине, необходимо мониторить весь эфир «двенашки», умножать секунды и минуты на прайсовые цены. У нас, к сожалению, просто нет технических и физических возможностей для этого. Может быть, они найдутся у контролирующих или правоохранительных органов?
Кстати, некоторые наблюдатели высказывают версию, что побочной целью идущей реорганизации телекомпании, в ходе которой, напомним, ГТРК «Омск» просто исчезнет, является как раз заметание следов.
Самое печальное в этой истории то, что, по нашим данным, все эти сведения (возможно, даже в куда большем объеме) доводились непосредственно до самого губернатора Виктора Назарова. Но глава региона поступил в «лучших» традициях современной российской бюрократии, передав информацию для проверки… самому г-ну Малькевичу.
Олег Ледянский, Наталья Николаева
«Бизнес-курс» №22 от 15.06.2016 г.