О том, какие нешуточные страсти кипят в Победительском сельском поселении многострадального и «любимого» региональными властями Кормиловского района, «Бизнес-курс» уже писал («БК» №10(635) от 23.03.2016 «В Омске и «победителей» судят!..»). Скандалы вокруг имени главы поселковой администрации Натальи Нечаевой продолжаются. «БК» побеседовал с главой поселения, которая жалуется: для того, чтобы не дать ей усидеть в своем кресле, ее уже готовы обвинить в организации преступной группировки.
Корреспондент «БК» побывал в Кормиловке, побеседовал с главой Победительского поселения. Интервью с Натальей Нечаевой в итоге получилось эмоциональным. За своей правдой она готова идти хоть на край земли: ее не останавливает ни обилие судебных исков, ни обещанные ей проблемы вселенского масштаба, в том числе тюремный срок… Возможности дать «обратный ход» она для себя не видит. Уже написано и разослано множество писем: в Следственный комитет области, лично губернатору Назарову, президенту Путину. Следующим адресатом станет генпрокурор РФ Чайка. «Куда мы только ни писали по поводу того, что нам не дают работать!» – говорит Нечаева.
– Кто именно не дает вам работать?
– История началась весной 2014-го, когда ко мне пришел оперуполномоченный УЭБиПК УМВД России по Омской области Сергей Иванович Быченко.
– Вы были знакомы?
– Конечно, мы же односельчане. Он родился здесь, учился тут в школе, поступал, потом ушел в армию… Все на моих глазах. Но мы с ним не общались никогда. До этого он ко мне не заходил, ничего не предлагал. А тут прихожу на работу, а он ждет меня в коридоре.
– Вы на тот момент были главой поселения уже восемь лет. Чем занимались до того, как возглавить Победитель?
– По образованию я зоотехник. Работала селекционером, потом долгое время директором отдела кадров в совхозе. После того как совхоз развалился – в соцслужбе заведующей отделением. В октябре 2005-го меня выбрали главой. Потом в октябре 2010-го. И сейчас, 11 мая 2016 года, выбрали на третий срок.
– Итак, что же предшествовало приходу этого полицейского?
– Был объявлен аукцион на сдачу в аренду 1380 га нашей муниципальной земли. Фермеров пригласила, сказала: «Участвуйте, помогу с документацией». Они обещали, что примут участие. Быченко приезжает ко мне, начинает вести беседы «за жизнь», а потом говорит: «Наталья Петровна, давай так. Это наша деревня, надо, чтобы эта земля ушла к Вишнякову и Михайлюте». Это наши фермеры.
Но аукцион для всех. Кто выиграет – того и земля. Я говорю: «Сергей Иванович, ты же знаешь, что будет аукцион? Я просто так никому землю отдать не могу. Победит тот, кто даст большую ставку арендной платы. Подтасовывать ничего не буду. Фальсифицировать тем более. Нарушать закон не собираюсь: ты же меня первый как работник УБЭПа и привлечешь!» А он: «Ты знаешь, как это можно сделать, и я знаю. Сделай так, чтобы земля ушла к ним».
– А что это за фермеры?
– Наши фермеры. Сеют зерно. Конечно, я рада была бы, если бы они получили эту землю. Они у меня на глазах, в любое время могу к ним обратиться. Но я ничего не могу сделать. «Победят честно – буду рада», – так и сказала.
– Какое-то вознаграждение вам сотрудник органов предлагал?
– Нет. Просто сказал, что в обиде меня не оставят, будут помогать. «Если проблемы, сразу обращайся», – так говорил.
– А у вас до этого были проблемы?
– До этого не было. А вот после этого начались: сразу, как только закончился аукцион, на котором победил «РУСКОМ-Агро». Все было по закону: представитель Темури Латария предложил большую сумму. Начальная ставка увеличилась в три раза. Те фермеры, за которых просил Быченко, «сошли с дистанции» на середине торгов. У них была возможность выиграть, но они ушли.
– А они, по вашему мнению, могли предложить такую сумму?
– В принципе, считаю, могли, но они-то хотят все задаром… Четвертый участник, Марина Винникова, шла до последнего, но в итоге уступила Латария – для нее сумма была на пределе рентабельности. Латария еще шаг сделал и выиграл. Все равно кто-то сдается… После весеннего аукциона было небольшое затишье, а с осени Быченко начал в упор заниматься Победителем.
– Что это означает?
– Начал ездить сюда, как на работу, документы в юстиции запрашивать, по квартирам ходить… Так сказать, «сел на хвост» Победителю. Раньше просто приезжал в гости к матери, а тут зачастил – чуть ли не каждый день… Зимой в итоге нас начали вызывать на допросы в город.
– По какому поводу?
– Началось с приватизации квартир. «Как она идет?» Мы рассказывали. Напомню, по закону человек имеет право раз в жизни приватизировать жилье бесплатно. Житель приходит, пишет заявление. Отказать я не имею права. Готовим документы, отправляем их в юстицию. В 2006 году район передал около 250 квартир в благоустроенных многоэтажных домах в муниципальную собственность. За десять лет приватизировали больше 100 квартир.
Была один раз продажа квартиры по доверенности, ее продавал мой водитель. Это не противозаконно, хозяин может выписать доверенность, на кого хочет. Но раз работник администрации квартиру продал, это уже всё – криминал! Мы бандиты! Изначально Быченко доложил своему начальству, что в Победителе работает организованная преступная группа во главе со мной.
– А кто в нее еще входит?
– Я, водитель, мой зам, специалист плюс риэлтор Кормиловского района. Фактически вся администрация – преступники, якобы кто доверенности подделывает, кто подписи… Быченко взял в юстиции список тех, кто приватизировал квартиры, пошел по домам и начал спрашивать, кто и сколько Нечаевой заплатил за приватизацию.
Таскают нас в город на допросы до сих пор. Грозят, что завели уголовное дело. Хотят услышать, что у нас преступная группировка, что на приватизации мы получали взятки, подделывали доверенности. Поскольку Быченко ведет активную «агитработу» в селе, уже и у нас тут слухи пошли. Люди стали говорить, что Нечаевой надо платить. Уже весной пришел человек приватизировать квартиру и спрашивает у моего специалиста: «А сколько я Нечаевой должен денег отдать?» Специалист смотрит на него: «Каких денег, зачем?» – «Ну, по селу такие разговоры ходят…»
Мы сами не можем придумать, за что тут можно взятки брать, но уже пошли разговоры, что Нечаева 8 млн украла! Где?! Откуда я знаю? Мы с этим боремся. Думаю, что мы победим, потому что я ни в чем не виновата. Но нервов сколько потрачено! Администрация полтора года нормально не работает. То с обыском приезжают, то с разговором, то с запросом… Гребут все широкой лопатой. Машину продавали? Давайте! Аукцион? Давайте. А это что за документы? Тоже давайте. Один обыск длился с 8.00 до 17.00. Все забрали, что на глаза попалось. Даже черновики.
– Куда вы обращались за помощью?
– В Следственный комитет, в областную прокуратуру, к губернатору Назарову, в ФСБ… Лично ездили к замначальника УЭБиПК после того, как у нас незаконно, без предъявления ордера, устроили обыск, забрали документы. Начальник Александр Карасев был в отпуске, зам выслушал, а потом говорит: «Видеокамеры в администрации есть? Нет? Так вы же теперь не докажете ничего». Посчитал, наверное, что его сотрудника оговаривают.
– А губернатор как реагировал на ваши письма?
– Виктор Иванович отправил письмо в областную прокуратуру. Областная прокуратура еще куда-то… Так наши письма и ходят. Я уже два раза писала губернатору. Последний раз в марте 2016-го. Это уже касалось выборов главы поселения. Эту историю освещал и «Бизнес-курс» в том числе. Прямые народные выборы отменили, сейчас решение принимает конкурсная комиссия, а мы пожинаем плоды.
– Мы знаем, что в итоге вас на выборы попросту не допустили. Кандидат Марина Морозова свою кандидатуру сняла. В итоге «на финишную прямую» вышел лишь тезка именитого федерала Дмитрий Медведев, бывший сотрудник полиции, и дело закончилось судом.
– Да, Совет выборы не стал проводить и назначил новый конкурс. Мне в этой войне помогала областная администрация, потому что я сама бы не выиграла. Против меня была вся администрация района.
– Наталья Петровна, мне кажется, что корень всех нынешних проблем – злосчастный конфликт между крупным бизнесменом Латария и главой Кормиловского района Матиенко. Местные фермеры недовольны, что их драгоценную землю потихоньку прибирает к рукам крупная компания. Был ведь и еще один аукцион, который их разозлил?
– Был. Еще в прошлом году я оформила три земельных участка в муниципальную собственность. Вызываю своих фермеров: «Участвовать в аукционе будете?» – «Будем». Смотрите, говорю, чтобы потом разговоров не было, а то меня до сих пор упрекают, мол, «если бы захотела, нам бы землю отдала, разделила бы ее между нами». Приходите, участвуйте.
– И что в итоге?
– Закон определяет, что при сдаче земли в аренду арендная плата не должна быть ниже 1,5% кадастровой стоимости. Фермеры, конечно, рассчитывали, что будет 1,5. А я сделала 5%, потому что полтора – это очень мало. Это решала не я одна: собрала депутатов, обсудили, посчитали, сколько получается прибыли с каждого гектара земли, пришли к этой цифре. И в итоге фермеры начинают бойкотировать аукцион: «Дорого, не будем!» Тогда я говорю: «Если вы отказываетесь, я зову «РУСКОМ-Агро». Но чтобы не было никаких обид». Фермеры сказали, что у них нет выбора, придется идти. Землю они получили, но, по их мнению, по завышенной цене. Опять обида! Ополчились на меня еще сильнее. Я считаю, что один из них и оплачивает в итоге всю эту кампанию против меня.
– На какой стадии сегодня ваши судебные разбирательства?
– Когда объявили новый конкурс на должность главы поселения, мы внесли изменения в наши нормативные документы о том, что конкурсная комиссия не в праве решать, кому можно быть главой, а кому нет. Это может решать только Совет депутатов. Администрация района, а точнее кандидат на пост Медведев, подал в суд на Совет Победительского поселения о том, что эти нормативные акты надо отменить. Прошло три суда в районе, теперь они подают в областной суд. Пока я везде выиграла.
На заседание суда адвокат Медведева привозит заявление: «Прошу принять соистцом к Медведеву администрацию района». Представляете! Суд отказывает. Ведут следующее заявление: «Прошу принять соистцом главу района»…
14 июня Медведев подал заявление на апелляцию решения в Верховный Суд РФ. А в марте я впервые приехала в облсуд на беседу. Подходит ко мне на улице человек, представляется Виталием Блокитным, хозяином Корниловской балки, и говорит: «Если снимете кандидатуру – вас ждет условный срок. Нет – реальное наказание и тюрьма. Выбор за вами». Мол, «давно знаю Леонида Ивановича Матиенко, мы за то, чтобы Кормиловский район не растаскивали такие как Латария». И так далее, и тому подобное. Все это я изложила в открытом письме в газете «Кормиловский вестник». Травля стала еще сильнее. Со стороны правоохранительных органов я никакой защиты не чувствую. Меня, наоборот, считают преступницей. Блокитный подал на меня в суд за оскорбление чести, достоинства и деловой репутации… Суд частично удовлетворил его требования, посчитав наши доказательства косвенными. Блокитный просил с меня и с газеты по 50 тысяч рублей, в итоге нам присудили выплатить по 10 тысяч и напечатать опровержение. Сейчас думаем о том, чтобы подавать апелляцию. Для меня очевидна связь: Медведев, Блокитный, Быченко, Матиенко. Давят по всем фронтам, а суть одна – если не откажешься и пойдешь на выборы, то сядешь. А по какой статье, они уж там придумают.
– Губернатор Назаров не раз жестко критиковал Леонида Матиенко, в частности, за то, что он не способен «подружиться с инвесторами». На ваш взгляд, критика оправдана?
– Абсолютно. Глава района не работает совершенно. Это не только мое субъективное мнение, есть письмо на имя губернатора Назарова, под которым 218 подписей жителей района. Они просят найти управу на Матиенко и остановить произвол на территории района. С Латария же история известная: бизнесмен построил свой свинокомплекс, земли там получил, к тому же люди стали туда уходить. Естественно, Матиенко это очень не понравилось. Сразу пошел страшный конфликт. Он категорически не хотел, чтобы Латария заходил сюда и что-то развивал, тем более животноводство. И пошла война… Не нашли общих точек, опять полная конфронтация. А страдают в итоге все.
От редакции
Редакция журнала «Бизнес-курс» рассчитывает получить комментарии начальника УЭБиПК УМВД России по Омской области Александра Карасева, оперуполномоченного УЭБиПК УМВД России по Омской области Сергея Быченко, главе Кормиловского района Леониду Матиенко и будет дальше следить за ситуацией в Кормиловском районе.
Елена Ярмизина