Лицейский театр, постановку которого по пьесе Артура Шницлера летом с большим шумом отложили на осень, сдержал обещание своего руководства продемонстрировать ее 15 октября.
Пришел и обещавший поучаствовать в обсуждении «Хоровода» от австрийского режиссера Петра Шальши замдиректора департамента культуры Омска Евгений Демченко. На пресс-конференции в июле г-н Демченко очень напирал на собственное режиссерское образование и уверял, что общественный просмотр непременно состоится.
Он, действительно, состоялся. Сам спектакль представлял из себя 9 прелюдий к половым актам, которых никто не увидел.
Сцена из спектакля «Хоровод»
Режиссер лишил спектакль грубой физиологии. Во время сцен совокупления на сцене появлялись артисты труппы Лицейского театра, которые в агитбригадовской униформе (футболках, бейсболках и черных джинсах) исполняли «живьем» песни Марлен Дитрих в современной обработке Сергея Шичкина.
Если бы делающие заставки лицедеи представляли свои номера в стилистике «кабаре», требующей и соответствующего внешнего вида, и хореографии, «Хоровод» «лицеистов», несомненно, только бы выиграл. Но режиссер, судя по всему, побоялся этого напрашивающегося решения. В результате эти вставные номера не спас даже хороший вокал.
Неясным остается и момент с видеорядом, которым сопровождались отбивки, между десятью сценами. Подобран он, на первый взгляд, совершенно сумбурно, явно без всякой идеи. Спектакль рассказывает о том, как с легкостью люди вступают в половые связи, заменяя этим по-настоящему духовные отношения, а на экране перед названием каждого эпизода просто виды, судя по всему, Вены, так как действие происходит в этом городе на исходе 19 века.
Возможно, более уместной выглядела бы на видео экскурсия, например, по злачным местам австрийской столицы. Или цитаты из произведений знаменитого Зигмунда Фрейда. В общем, в спектакле, рассчитанном на маленькую сцену «лицеистов», но перенесенном на более обширные подмостки «Студии Л. Ермолаевой», чего-то сильно не хватало.
По окончании спектакля состоялось его обсуждение общественностью, но еще до его начала на финальных аплодисментах с третьего ряда зала раздался возглас «Позор!». Хотя, зная преамбулу запрета к показу этого спектакля в июле, можно было ожидать, что на сцене, действительно, будет нечто порнографическое. И такие мнения со стороны представителей РПЦ, как говорят, звучали. В итоге можно сказать, что порнографией спектакль Петра Шальши не является. Грубого обнажения половых органов на сцене нет, как и демонстрации полового акта.
Тем не менее служители культа, присутствовавшие на общественном просмотре, уверяли, что «Хоровод» не может считаться уместным для репертуара Лицейского театра. Он, дескать, не дает положительного примера подрастающему поколению. Однако многие близкие к Лицейскому специалисты уверены, что молодежь уже давно не является главной зрительской аудиторией «лицеистов». А потому и ломать копья по поводу того, вредно ли молодым видеть постановку Шальши, бесполезно.
Петр Шальша на пресс-конференции перед показом его «Хоровода» убеждал всех, что пьеса Шницлера классическая. Для 72-летнего мэтра это первая постановка «Хоровода»
В Лицейском не хотели бы, чтобы перед названием «Хоровод» стоял эпитет «скандальный». И, по сути, таковым он не является. Однако события, предшествовавшие выходу спектакля к зрителю, уже твердо закрепили в сознании многих, что постановка Шальши связана со скандалом.
Теперь «лицеистам» остается только выжать из создавшегося положения максимум положительных моментов. Ну, хотя бы то, что не надо сильно тратиться на PR. Главное, чтобы с такой постановкой вопроса согласился учредитель Лицейского театра – городской департамент культуры. Его директор Владимир Шалак на просмотре не присутствовал. В ведомстве уверяют: «Он в отпуске».
Виталий Маевский
Фото Марии Ильченко и автора