Проблемы муниципальных перевозчиков стали предметом бурного обсуждения.
В Омском горсовете сегодня прошло очередное заседание комитета по финансово-бюджетной политике. Одной из главных тем стали проблемы транспортной сферы, о которых вспомнили в связи с обращением профсоюзов работников жизнеобеспечения, автотранспорта и дорожного хозяйства. Отвечать на «сигнал» о тревожной ситуации с финансами на муниципальном транспорте пришлось главе профильного департамента мэрии Виталию Маслику.
– На транспорте сложилось тяжёлое финансовое положение из-за необеспеченности своими доходами, – рассказал чиновник. – Причиной стало то, что в течение ряда лет РЭК устанавливала тарифы ниже себестоимости. В результате в 2015 году, перевезя 100 миллионов пассажиров, муниципальные предприятия понесли убытки в 366 миллионов рублей.
На 1 января этого года долги «муниципалов» составляли 304 миллиона, а на 1 октября – уже 357 миллионов. При этом если долги за топливо уменьшились на внушительную сумму в 106 миллионов, то долги по налогам выросли.
– Источников покрытия задолженности не существует, – подвёл неутешительный итог Маслик.
Депутатов этот рассказ явно не удовлетворил.
– Всё то, о чём вы рассказали, – это следствие, – заявил Геннадий Дроздов. – Победить его невозможно. Каковы причины?
Маслик начал объяснять:
– Со всеми этими проблемами мы неоригинальны. Они существуют во всех городах, где есть муниципальный транспорт. Это недофинансирование: тарифы устанавливаются ниже себестоимости, не закладываются расходы на лизинг, и транспорт не может развиваться...
– А в чём причина недофинансирования? – настойчиво спросил Дроздов.
Тут за Маслика вступился Юрий Федотов:
– Потому что мы бюджет такой приняли, Геннадий Николаевич. Это к нам, получается, вопросы.
Дроздов эмоционально прокомментировал ситуацию:
– Это бюджет не развития, а уничтожения Омска!
Поступило рациональное предложение от представителя профсоюзов Александра Илюхина:
– Необходимо жёстко заняться маршрутками: нелегалы должны уйти с улиц. В центре города должны работать только большие автобусы. За исполнением 220-го закона должен вестись жесточайший контроль. Мы все видим, что этот закон не дал ожидаемого эффекта. Контроля нет; первые полмесяца что-то ещё работало, но потом нелегалы без дорожных карт снова выехали на улицы и снова отбирают деньги у легальных перевозчиков.
Эту тему поддержал Алексей Ложкин:
– Мы ожидали от 220-го закона более ощутимого эффекта. Сейчас мы видим, что все транспортные маршруты дублируются. Но почему мы не разделим маршруты на только муниципальные и только коммерческие? Если на конкретном направлении работает муниципальный транспорт, там не должно быть конкуренции!
Маслик рассказал в ответ, что с 1 января на 28 маршрутах частников не будет вообще. Но особого оптимизма это ни у кого не вызвало. Депутат Василий Мамонтов решил расставить всё по своим местам:
– Вы же видите, что проигрываете бой маршруткам! – заявил он Маслику. – У вас нет ни административных, ни финансовых инструментов. Не получается? Другие люди мешают? Так признайтесь в этом. Вы не можете забрать прибыльные маршруты. Вы ничего не можете сделать. Я уже 15 лет депутат – и 14 лет слышу все эти разговоры, а нужны кардинальные решения.
После этого председательствовавший на заседании Юрий Федотов решил подвести итоги:
– Наши обсуждения выглядят смешно. Бессмысленно на Маслика наседать – он хозяйственник. Система транспорта в Омске на грани развала. Нам её надо или прикончить, или какие-то разумные решения принять, как в Москве. Там работают и муниципалы, и частники, но все под контролем города. Все платят налоги, всё абсолютно легально. У нас же всё это коррупционные деньги! Когда мы 65% доходов от транспорта отдали «в тень» – о чём говорить? Частник пошёл на рынок и собирает деньги без документов, без налогов. А ему теперь говорят: «На первый раз прощаем». На мой взгляд, это преступник! Нам говорят, что людей не хватает, чтобы контролировать, но я уверен, что надо поймать десяток и наказать. После этого остальные заработают по закону.
В конце концов депутаты приняли обращения к губернатору, к мэру, к контролирующим структурам с просьбами рассмотреть ситуацию и принять меры. Многочисленные журналисты, слушавшие это обсуждение, рассчитывали остановить в коридоре Маслика и задать ему ряд вопросов, но глава департамента предпочёл уйти быстро и молча.