Количество скандалов, непосредственно связанных с вице-губернатором Станиславом Гребенщиковым, невозможно перечислить в одном абзаце: дороги, Западный обход, провальное исполнение программ капитального ремонта и строительства объектов к 300-летию Омска. Региональный минстрой один за одним покидали сотрудники, понимающие, что не в их силах совладать с такими объёмами работы (и позора). Однако Гребенщиков непотопляем и свои полномочия слагать не собирается. Чьё покровительство заставляет его чувствовать себя столь свободно? Почему он остаётся на месте?
Сакен Хусаинов, омский архитектор:
– Ситуация со строительством сложная, запутанная. Например, выделяет Федерация на 2017 год деньги на благоустройство. И наверняка будет записано «на цели того-то и пр.» без намека на проектные работы, которые необходимо заказывать сегодня. Никто делать этого не станет, якобы нецелевое использование или бюджетом не предусмотрено. Потом, к лету, деньги поделят между регионами и сразу начнут «ляпать» как попало, как дороги в прошедшем году. Таких выдвиженцев сегодняшнего времени пруд пруди, и не всегда это плохие люди, просто обстоятельства, трусость и беспринципность делает их таковыми. Умные не выдерживают.
Сергей Сусликов, президент ИД «ТРИЭС»:
– Все объясняется взаимовыгодным альянсом олигарха Морева с Гребенщиковым, серым кардиналом правительства Назарова. Поговаривают, что Морев решает проблемы Гребенщикова через силовиков. Ну а Гребенщиков представляет интересы Морева в правительстве. Морев, ворочая миллиардами на СП «Высокие Технологии», умудрялся отчислять правительству жалкие 2-3 млн рублей. А когда новичок Новоселов, как стало известно «БК», спросил, где деньги, почему Морев не платит – его жестко посадили на место. Гребенщиков обеспечивал кучу моревских предприятий многомиллионными субсидиями. Впрочем, все может измениться... Мы видим, как стремительно укрепляет позиции другой олигарх – Андрей Голушко. Он уже взял под контроль омскую «Единую Россию» и задружил с губернатором. Так что в борьбе за Горсовет и кресло мэра Голушко имеет все шансы «задвинуть за печку» моревских, а значит, и Гребенщикова, которого он, мягко говоря, терпеть не может.
Андрей Алехин, депутат ЗС:
– Гребенщиков – человек губернатора. Он не просто человек Виктора Назарова, он его устраивает целиком и полностью. Поэтому он как руководил, так и дальше будет руководить.
Алексей Саяпин, депутат ЗС:
– Мне сложно комментировать эту ситуацию. Если бы Гребенщиков был в чем-то виноват, им бы занималась прокуратура. Если этого нет, то, значит, все нормально. Что касается тех, кто уходит из минстроя, то надо отметить, что сфера строительства всегда была одной из самых сложных. Работа в этой сфере требует большого напряжения, и не все, видимо, его выдерживают.
Владимир Пушкарев, депутат ЗС:
– Отвечать на вопрос, почему все уходят, а Гребенщиков остаётся, мне сложно – я сам руководитель. Могу сказать одно: руководитель должен стараться работать так, чтобы его подчинённые не увольнялись.
Александр Лихачёв, глава общества защиты прав потребителей в сфере ЖКХ:
– Что держит Гребенщикова? Компетентность. Он в этой сфере разбирается как минимум. Да и что, у нас кто-то другой есть? Все остальные вообще ничего не понимают. Виноват в этом, конечно, губернатор, который разделил руководство минстроем. Когда Гребенщиков непосредственно им руководил, таких проблем не было.
Иван Сысоев, общественник:
– Тут даже думать нечего: Гребенщиков – это человек Назарова. Можно даже сказать, это его приятель. Поэтому его держат, что бы ни случилось. Я лично отношусь к Гребенщикову плохо, потому что к нему были вопросы, когда он был директором МУП «Тепловая компания». После проверки там выявили много злоупотреблений. Тогда оттуда уволили главного бухгалтера, а Гребенщиков ушел сам. И Виктор Шрейдер назначил его директором «Управления благоустройства Ленинского АО», а затем Назаров сделал его министром строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса. В этом ведомстве тоже была проверка, и выявили много злоупотреблений, но не стали никуда обращаться. Потом появлялась информация, что его «назначенец» на предприятии по строительству водопроводных сетей на селе вместо своей работы строит для него охотбазу и коттедж под Барабинском. Прокуратура это «внешне» проверила, заявила, что ничего не нашла, факты не подтвердились. Где бы этот человек ни работал, он всегда пытался извлечь свою личную выгоду из этого места. Вот почему многие уходят, кому приходится с ним работать. Например, последний случай с замминистра ЖКХ Фрикелем: этот специалист себя очень неплохо зарекомендовал, хороший, серьезный товарищ. Но он не смог там работать, потому что требования непомерные предъявляют. Фрикель может и сам истинную причину раскрыть, но кто же будет признаваться! Я думаю, он не пропадет, поскольку серьезный специалист. А вот почему люди бегут из ведомства – это вопрос к Гребенщикову. Как и по фонду капремонта. Там вращаются такие громадные деньги, они, конечно, располагают к тому, чтобы заниматься присвоением средств. Были попытки более прозрачной сделать систему работы фонда, но они так ничего и не дали. А порядок там зависит от директора фонда, которого тоже назначает Станислав Гребенщиков.
Валерий Кокорин, депутат ЗС гендиректор компании «АСК»:
– На такой должности не будут держать профнепригодного человека, это же сразу на делах сказывается. Когда Гребенщиков работал министром строительства, был ряд положительных показателей в отрасли. Поэтому его вполне логично повысили до вице-губернатора. У человека есть опыт, умения, навыки. По смене министров строительства – вряд ли ее нужно связывать с Гребенщиковым. Была ошибка, когда пригласили сугубо партийного человека. Хорошо, что он вовремя понял, что переоценил себя, и быстро принял сложное решение уйти в отставку, пока никаких катастроф в отрасли не произошло. А сейчас вдумчивый, профессиональный человек работает министром строительства, не впадает в панику от стрессовых ситуаций. Насчет резко критических публикаций с подозрением на нечистоплотность примерно понятно, как и ради чего такие публикации делаются, и не всегда они объективны. Так можно на любого чиновника что-то сочинить: у них многие рабочие вопросы зарегламентированы постановлениями и решениями, когда по закону все правильно, а по сути – издевательство.