Омскому турагентству, использовавшему в своей рекламе пропаганду времён войны, предрекают «конец бизнеса».
Изображение «Родины-матери» с загранпаспортом в руке стало частью рекламы одного из туристических агентств Омска – и это уже вызвало возмущение нескольких (по крайней мере, пока) пользователей «Фейсбука». На рекламном плакате образ женщины в красном оказался дополнен полуулыбкой и очками с жёлтыми стеклами, из-за чего «Родина-мать» очень напоминает певицу Земфиру. В руках у неё загранпаспорт, раскрытый на развороте с несколькими визовыми штампами, и зовёт она, по-видимому, отдохнуть в какой-нибудь другой стране.
Журналист Константин Ивигин опубликовал фото этого плаката с таким комментарием (приведём его дословно, с сохранением оригинальных во всех смыслах орфографии и пунктуации):
«Фирма – в бан. Маркетолог, это придумавший, конченый дибил. По-хорошему это конец бизнеса».
Несколько комментаторов поддерживают такую трактовку патриотического чувства. В отношении людей, думающих иначе, звучат определения типа «обезьяна» и предложения кое-куда пройти. Такой накал не удивляет: тема войны давно стала едва ли не главной составляющей государственной пропаганды, и это даёт свои плоды. Между тем образ «Родины-матери» слишком узнаваем, чтобы сейчас, спустя 70 с лишним лет после войны, не предпринимались регулярные попытки вовлечь его, так сказать, в коммерческий оборот. Скажем, в Омске рекламировался таким образом магазин «Федорина радость». В других городах «Родине-матери» приходилось держать в своей правой руке вместо текста военной присяги (как в оригинале) сообщения «Внимание, скидки!», «Приходите! Дешевле только даром!», «Родина-мать в пейнтбол зовёт играть», «Узнай о вреде УФ в оптике» (что такое «УФ», сказать затрудняемся), список сортов живого пива, упаковку стирального порошка.
Как правило, в таких случаях местное УФАС признаёт рекламу «ненадлежащей», ссылаясь на её несоответствие этическим нормам и взглядам отдельных групп населения на историю.
«Рекламирование услуг коммерческой организации в сравнении с известным историческим образом может принижать значимость исторических событий и памятных лет, а также являться оскорбительным как для ветеранов Великой Отечественной войны, так и по отношению к памяти участников боевых действий 1941-1945 годов», – объяснили челябинские антимонопольщики в связи с «ненадлежащей» рекламой газового отопления.
«Коммерческое использование изображения женского образа знаменитого плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» неэтично и оскорбительно для подавляющего большинства граждан», – уверено УФАС Калининградской области, сославшееся, чтобы укрепить свою позицию, на преподавателей местных ВУЗов, «а также на членов ветеранских общественных организаций».
Потому рекламу с «Родиной-матерью», как правило, убирают, а некоторые бизнесмены даже просят прощения – надо полагать, по собственной инициативе; и уж точно не по своему желанию платят штрафы. Постигнет ли такая судьба и неназванное нами омское турагентство, пока неясно. Со своей стороны мы можем сказать одно: «Родина-мать», призывающая оформить, наконец, визу и поехать за границу, чтобы отдохнуть от всего этого, – образ неожиданный. Что-то в этом определённо есть, но и для людей, ищущих, чем бы им оскорбиться и как бы продемонстрировать свой патриотизм (по возможности, модным и безопасным способом), это настоящая находка. Так что у этой истории, к сожалению, может быть продолжение.